?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Светопредставление.

Она раскатилась сразу на два кольца – радуга за кормой. Только что небо было чистое по всему горизонту и вот – бурлящая стена дождя упала в океан. Было видно, что туча, как упругий водяной шар, лежит на поверхности океана высотой в полнеба, подсвеченная лучами заходящего солнца. Обе радуги вырастали прямо из тучи и перекидывались на противоположную сторону видимого горизонта. Туча отливала ярчайшими предзакатными красками, флуктуирующими в лучах оранжево-желтого солнца.

Наташа за полчаса до феерии ушла спать, поэтому я кликнул на палубу детей и попросил принесли фотоаппарат. Дети заворожено уставились на картину, а я, на секунду бросая руль, умудрился сделать несколько фото. Дул крепкий ветер и аларм ветроиндикатора на порывах противно пищал, нервируя сообщением, что его силу уже узлов двадцать. Мы несли полную парусину и рулили вручную. Надо сказать что на курсе фордевинд, когда ты убегаешь от волны и волн, такая рулежка – изматывающее занятие: яхта, толкаемая ветром, как в спину, большим парусом, чудовищно рыскает и то норовит внезапно привестись, пойти к ветру, невероятно закренивая судно, то грозит увалиться под ветер и надавить на оба больших паруса – грот и стаксель с противоположной стороны, создавая чудовищную вибрацию и угрозу перекидывания гика на другую сторону. У нас гик грота и выносной гик стакселя прочно закреплены аж двумя оттяжками, поэтому, если переход ветра все же происходит, оба паруса противно натягиваются, стаксель начинает неистово биться на ветру и вернуть яхту на курс из этого опасного положения крайне сложно.



Вчера ветер немного зашел и Наташа перерулила. Все затряслось так, что я подумал, что мачта сейчас развалится на несколько кусочков и ванты оторвет.. Мне пришлось метнуться на нос и резко полууронить грот. Только тогда удалось вернуть яхту на курс.

Вот в режиме такой рулежки мы находимся уже больше недели. Это, пожалуй, самое изматывающее, что только можно себе вообразить в переходе: и день и ночь, ты сидишь, сжимая в руке руль и пытаешься удержать неустойчивое судно от опрокидывания то вправо, то влево. Это удается всегда лишь отчасти, и судно описывает кривую. При этом наше рулевое – это гидравлика. Поэтому, в отличие от механических кабельных систем руль не так чувствителен, и чтобы повернуть яхту нужно сделать довольно много вращений. Вот так ты и сидишь, то бешено вращая руль в одну сторону, то в другую. Иногда находится некое среднее положение, когда вращения минимальны, но удерживать его с чудовищным напряжением внимания удается недолго. Исправляется ситуация взятием рифа на гроте, но наша проблема в том, что мы чудовищно спешим.. Мы нарисовали себе страшные картины того, что произойдет, если мы не успеваем к сроку, когда заканчивается наша Полинезийская виза и нам отказывают в ее продлении: нам дают пару-тройку недель отдышаться, а после выгоняют в направлении островов Кука, архипелагов Тонга и Фиджи, где навстречу, с Запада на Восток к тому времени уже пойдут тропические циклоны, несущие разрушение всему рукотворному на воде..

Я вспоминаю, как мы жалели австралийскую пару с лодки Wanderlust, ушедшею с Галапагосов на несколько дней раньше нас: у ребят сломался автопилот, они чинили его несколько дней, а потом сообщали нам в письмах, что могут позволить ему работать полчаса-час, за которые они пытались отдохнуть от ручной рулежки.. И вот, мы рулим также, за исключением, что наш автопилот. После поломки и починки, которая была связана с его укорочением и соответственным понижением его эффективности в воде, не дает нам даже этих тридцати минут отдыха: кто-то из нас двоих все время стоит на руле. Физически и психически это утомляет так, что когда Наташа подменяет меня, я спускаюсь в каюту и на некоторое время валюсь на лежанку.

В темноте рулежка становится вообще мукой: тучи затягивают звезды и все видимые ориентиры и единственное, что позволят тебе понять, куда ты рулишь, это подсвеченный компас. Он крутится вправо-влево и ты пытаешься, вперившись в него взглядом держать лодку в пространстве некоего угла. Вообще ночью перед нами горят три прибора: этот самый компас, как первичное средство навигации, табло ветромера, показывающего тебе число с силой ветра и противно набирающего обороты, когда ты сходишь с курса, а также табло плоттера с картой, скоростью яхты и вектором ее движения относительно линии курса. Плоттер все время тормозит, показывая тебе положение, в котором яхта была некоторое время назад, поэтому он используется как общий информатор о состоянии навигации. Он же вызывает и большинство расстройств, когда ты видишь, что, не смотря на все твои попытки держать судно на курсе, оно неизбежно уклоняется в сторону. Так, например, сейчас плоттер безжалостно сообщает, что за последние несколько дней мы увалили яхту миль на тридцать к югу, в сторону от ранее проложенного курса.

Спасает нас только еженочное маленькое чудо, которое мы ожидаем, но никогда не можем быть уверены, что оно состоится: когда часам к 3-4 утра мы, наконец, выдыхаемся рулить, мы берем два рифа на гроте, настраиваем курс на фордевинд, когда ветер дует прямо в корму и отпускаем руль.. Яхта идет сама! Это потрясает и дает нам несколько часов непростого сна. Надо сказать, что на курсе фордевинд, волны начинают идти прямо с кормы и паруса уже не могут стабилизировать судно в поперечном направлении. Яхту методически качает вправо-влево. Эти движения достаточно плавные, но весьма амплитудные. Настолько, что спать внутри становится возможным только условно: дети в своей каютке за сеткой налегают друг на друга и чувствуют себя прекрасно, но Нас с Наташей катает по лежанке и чтобы не биться друг о друга надо как-то распираться и держаться на угле, который достигает 30-40 градусов. Представите, что ваша кровать качается вправо-влево на пол ее высоты…

Итак, в вечер светопреставления, дул крепчайший ветер. Он нагнал такую волну, что управление лодкой превратилось в захватывающий аттракцион: судно скользило по волнам, как по горкам, взбиралось на предыдущую волну и скатывалось с последующей. Когда волна обгоняет лодку, с борта вскидывается шипящий пенный барашек и водяная громада, выскальзывая из-под борта, уходит куда-то вдаль. Иногда яхта так кренится, что борт погружается в воду и тогда шальная волна зачерпывается при возврате яхты на ровный киль и маленькое цунами прокатывается вдоль борта, захлестывая в кокпит. Наташа рассказала, что одна такая волна вдруг залила глубокий кокпит почти наполовину..

Однако до появления двух радуг день был хорош.. А тут впереди и слева вдруг появился второй водяной чайник, нарядно раскрашенный солнцем, и из него вдруг на нас обрушился настоящий тропический ливень. Я накинул куртку, услал детей внутрь и немного испуганно глазел, как капли колотят по крыше. Дождей у нас не было уже много месяцев, с момента ухода из континентального Эквадора. Дождь означал, что мы переместились в новую климатическую зону, и меня беспокоила потенциальная возможность шквалов, которая при спящей Наташе и полной парусине могла стать проблемой. Особенно в свете двух медленно рвущихся штагов. Но ничего не произошло, и постепенно упала ночь. Я смутно различил во тьме какие-то грозные силуэты туч со всех сторон и, пока раздумывал, может ли случиться шквалистая ночь после такого ясного дня, оно и случилось: ветер дунул сразу и безжалостно, аларм запищал, лодку закренило и привело. Передний бабочковый стаксель перекинулся и натянулся, тормозя яхту, второй стаксель заполоскало, а грот как-то тяжко надулся. Выскочила Наташа, приняла управление, а я побежал к мачте брать риф.. Надо сказать, что взять риф на нашем гроте в шквал – это еще то удовольствие.

Систему рифления придумал и установил я сам в Панаме в прошлом году, когда мы неистово рвались вон из этой страны в силу истечения еще предыдущий Полинезийской визы, которою мы в конечном счете потеряли.. Поэтому система рифления, возможно была неидеальной: на нашем деревянном гике оказалось довольно трудно закрепить поворотные блочки и один их них от невероятной нагрузки оказался вырван и был прилажен мной на место накануне. Итак, мы шли полным курсом, ветер с неистовой силой упирался в большой парус и поэтому притягивание заднего угла паруса к гику требовало невероятных усилий на лебедке. Наташа, которая все время радеет о скорости, крикнула, чтоб я взял второй риф, но я решил подстраховаться и установил третий, последний. Как я радовался этому всю последующую ночь. Яхта выправилась, рулить стало легче. Зато вместо тенденции к приводу, появилась тенденция к увалу, и к этому надо было приноровиться.

vakhta

Вскоре Наташа ушла спать, а я рулил свою вахту. Светопреставление сменилось водопредставлением: заряды дождя налетали каждые полчаса, небо рвалось и метало на яхту порывы ветра, мрачность сочетания цветов, которую можно было разглядеть в свете иногда выскакивающей ненадолго луны, была такова, что хотелось поберечь нервы и отвести глаза. При неизбежном переруливании, то один парус, то другой, захлестывались, опасно повисая на своих растяжках, волны мотали судно из стороны в сторону и их свирепость была весьма выгодно скрыта ночью. Вообще, ночью в подобную погоду рулить куда менее страшно, не видно маленького ада вокруг тебя. Так прошло пару часов и я испытал колоссальную усталость. Глаза слипались, и периодически на секунду-две я проваливался в сонное небытие.

Тут пришла Наташа и я отдал ей рулевое. Может быть попробуем автопилот, - невинно спросила она? У меня не было сил объяснять, что в такой погодняк, он, скорее всего, не зарулит, поэтому бегло объяснив еще раз, как при нужде она сможет обратно переключиться на ручное, я подключил таки автопилот и пошел спать. Утром я узнал, что Наташе в ее ночную вахту повезло и автопилот-таки успешно проработал свой срок. Ведь не зря же его круизеры называют: ваш лучший член экипажа!

promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 19
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
kapitan_11
Oct. 25th, 2013 08:58 pm (UTC)
Вчера - было 450 миль.
Если всё будет нормально - ещё дня 4.
prof61
Oct. 25th, 2013 06:33 pm (UTC)
Про то, что идти бакштаг или фордевинд приходится самому стоя на руле ещё Джек Лондон писал.
palivez
Oct. 25th, 2013 06:39 pm (UTC)
Наверное, я не прав, но на вашей яхте лучше стараться идти длинными галсами в бакштаг, чем в фордевинд. Но вам там виднее, конечно. Успешного вам перехода. Хорошего ветра.
(Anonymous)
Oct. 25th, 2013 10:51 pm (UTC)
Максим, Наталья. Вы не первые из России, кто решил все бросить, продать жилье, купить старую посудину, нарожать детей и жить в гармонии с собой, забыв, что для жизни нужны деньги, ибо дети хотят кушать. У предыдущих все закончилось очень печально. Дети остались без матери, во время их спасения погиб спасатель. Всем миром собирали на похороны и билет домой. И то, что вам тут пишут неприятные комментарии - это предупреждение, что как то не хочется больше на похороны разным идиотам собирать и очень жалко детей. Ладно когда вы у берега сидите. Но за каким вас понесло в океан, без надлежащей подготовки? Надеюсь, что вы удачно доберетесь до берега и задумаетесь наконец, что вы в ответе за жизни двух детей!!!!
nikvk
Oct. 26th, 2013 08:42 am (UTC)
Товарисч аноним. С одной стороны бытовая логика в ваших рассуждениях есть. Только они (рассуждения) даются без учета специфики случаев.
Если разбирать то что произошло в Средиземном - там было как минимум четыре нарушения элементарных правил безопасности (не пристегнутые члены экипажа, отсутствие спас жилетов на команде, подход к берегу в штормовых условиях при прижимном ветре, покидание капитаном судна, когда там были еще члены экипажа - даже пять насчиталось) У меня дети не зная особо специфики сами докопались до этих нарушений и спросили - папа - это как?..
Макс и Наташа довольно внятно рассказали о принимаемых мерах безопасности (они пристегиваются, ночью по палубе не ходят, дети преимущественно сидят в кокпите или в каюте). Это необходимый минимум.
Их яхта, конечно не новенькая с иголочки, но запас прочности у нее есть и поломки успешно предотвращаются (двигатель не в счет - яхта на то и парусная, чтоб без него мочь ходить). Да и при чем тут состояние яхты и ошибки управления?
Я, лично надеюсь, что они не совершат какой либо дурацкой ошибки, (а ошибки совершают все - и мастера тоже)которая может стать фатальной и дать вам повод добавить желтизны в этот блог.

Я просто не понимаю ваших мотивов. Люди делают то что считают нужным. Если вы хотите их предостеречь, помочь - так помогайте - советуйте исходя из своего профессионального опыта (яхтенного, ремонтного, походного, спортивного), рекомендуйте, консультируйте с единственной целью, чтобы люди набрались ОПЫТА и благополучно дошли до финиша.

А поминать (точнее тыкать) НС без контекста - это, по меньшей мере неэтично и непрофессионально.

Макс, Наташа - остальное я в личку напишу.
(Anonymous)
Oct. 26th, 2013 02:13 pm (UTC)
Я и советую: сидите на берегу!!!! Нет денег и руки не от туда растут, что бы привести лодку в порядок, нечего по океанам мотаться и подвергать жизнь детей опасности!!!!!!!
kapitan_11
Oct. 26th, 2013 02:50 pm (UTC)
Евгений Александрович Гвоздёв как-то выказывался насчёт непрошеных советов:
"Очень просто - давать советы и пукать, но очень сложно - нюхать и выполнять эти советы."

Никакого житейского, а тем более профессионального опыта за Вашими советами не просматривается. Одно - злобство.
Почитайте на досуге сказку Салтыкова-Щедрина - Премудрый пескарь.
Ей богу - там точно про Вас написано.

"""""""Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: "Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?"
..............
..............
И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: "Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?" А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит"""



Edited at 2013-10-26 02:51 pm (UTC)
nadiege_da
Oct. 26th, 2013 01:25 am (UTC)
Думаю, что потом эти трудности будут вспоминаться, как лучшее время в жизни.
google_or_0
Oct. 26th, 2013 09:28 am (UTC)
Читаю, восхищаюсь и сопереживаю. Жизнь, очень непохожая на мою. Удачи!
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com