?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О белом расизме

Живет в нас, русских, наш родной укорененный расизм, пронизал он наше существо, впитался с молоком матери. Философствуем и проявляем мы себя подчас как махровые националисты, и редко размышляем на эту тему, воспринимая подобное отношение к инаковости, как совершенно естественное.


Вот взять, например, меня.

Мне с детства были интересны другие люди, я поступила на факультет социологии, чтобы изучать общественные отношения, вышла замуж за талантливого психолога – виртуоза науки человековедения и отправилась в кругосветное путешествие смотреть, как живут люди. И что вы думаете? Как говорит один наш знакомый: идеология рулит. Рулят мною штампы моей цивилизации, усвоенные с семейным воспитанием, когда мой вполне интеллигентный отец ведущий инженер-электронщик, изобретатель, энциклопедист язвил по поводу моего желания завить волосы, говоря, что таким образом я делаю себя похожей на негров, которые, мол, совсем недавно слезли с дерева и перестали быть обезьянами.


Трудно мне, скажу я вам, ох как трудно. В сенегальской деревне вид сопливых черненьких детей, окружающих нас кольцом и клянчащих подарок, вызывал у меня брезгливость. Прямые любопытные взгляды африканцев, которые те и не думают отводить, как это принято у нас, когда ты смотришь на них в ответ, раздражают. Сладкие улыбки блестящих черных мужчин при виде белой женщины вызывают тошноту, а доброжелательные вопросы туземцев на тему, откуда я приехала, после четыреста пятьдесят седьмого повторения начинают порождать бешенство своей частотой и отсутствием хотя бы малейшего разнообразия, скрыть которое удается только благодаря привычке не выходить из себя ни при каких обстоятельствах.


Черт побери, мы путешествуем для того, чтобы открывать мир вокруг и познавать людей, а вместо этого пытаемся отгородиться от окружающей действительности. Хмурые негры, лениво сидящие под пальмами и глядящие на тебя, так, как будто ты им пожизненно должен только потому, что ты белый, вызывают желание отвернуться, ретироваться и больше не смотреть в сторону представителей местного населения. А проведя какое-то время в обществе, например, аборигенов островов Зеленого мыса, мы готовы броситься на шею французскому яхтсмену с соседней яхты.


Замечательные добрейшие панамцы согласно какой-то, видимо, усвоенной мной еще с детства иерархии, кажутся стоящими где-то между обезьяной и неандертальцем. Иногда я ловлю себя на том, что мне стыдно смотреть в глаза человеку, с которым я разговариваю, настолько бессмысленным и никчемным мне кажется собеседник. Лучшее во мне: духовное начало, воспитание, толерантность, принципы бунтует против такой манифестации национализма, но я ничего не могу поделать со своим шовинистским сознанием - местное население по большей части кажется мне тупым и никчемным, и от констатации этого факта не спрятаться ни в убежище толерантности ни под сенью духовности.


И каковы последствия такого укорененного шовинизма? Вместо того, чтобы наслаждаться тупыми…, пардон, открытыми улыбками, местного населения, я хмуро думаю, что вопрос очередного знакомого панамца, видящего, что я выхожу гулять с детьми в Амадор, о том, выхожу ли я с детьми в Амадор, является идиотским, но что мне его, похоже, не избежать, по причине чего я сейчас тоже растяну мышцы лица в улыбку, и скажу то, что, является очевидным и так: да, я выхожу с детьми погулять в Амадоре.


И тотчас подумаю, ну почему я такая злая, но почему мне не интересно, как поживает жена местного крановщика, в то время, как он обязательно спросит меня, как поживает мой муж, и где он сейчас. Черт, черт, черт, но почему я не могу удержаться от мысли, что мол, какая ему разница, где сейчас мой муж, на лодке или у черта на куличиках, ну почему я просто не могу ни о чем не думая также бессмысленно, тьфу, открыто улыбнуться и сказать, что муж, на лодке и что все у меня прекрасно.


Да, именно, ни о чем не думая, просто любезно улыбаясь обменяться парой-тройкой ничего не значащих фраз с охранником, таксистом, ответить на всегда одни и те же вопросы, как, мол, дела, как муж, дети, откуда приехали, как давно в Панаме, нравится ли страна, казалось бы, что может быть проще. Ведь никто здесь не ищет смысла во фразах, ценен сам процесс общения, но мне подавай смысл, а просто процесс ради процесса меня не устраивает.


Я, бывалая путешественница, принявшая решение растить своих детей в межкультурной среде, читаю «Расологию» Авдеева, и чувствую, как идеи о бесконечном превосходстве белой расы над всеми остальными ложатся в русло моих ценностей и находят отклик откуда-то из глубин подсознания. Боже мой, как глубоко, на уровне изначальной эстетики восприятия всех процессов жизни сидит во мне идея о крутости нашей цивилизации со всей ее системой ценностей и об отсталости людей другой расы.


В сравнении достижений белой и цветной расы, результаты которого свидетельствуют отнюдь не в пользу последней, мы исходим из ценностей нашей западной цивилизации, где цениться ум, воля, напор, агрессия, способность к целеположению и целедостижению.


А они, цветные, другие. Они, в большинстве своем, не обладают тем, за что в нашей цивилизации принято ценить и уважать. Они эмоциональны и телесны. Посмотрите, как двигается латинос, мужчина, женщина, ребенок, посмотрите на его лицо, на его улыбку, и если вы умеете видеть, вы все поймете. Мне, для того чтобы по степени расслабленности мышц лица, которая, как известно, свидетельствует об общем уровне напряженности или расслабленности человека, хотя бы приблизиться к среднему панамцу, необходимо провести немало времени занимаясь техниками релаксации. А достигнув определенного результата в медитации и релаксации, тщательно следить за собой для того, чтобы при малейшем стрессе, к которым мы склонны гораздо в большей степени, чем они, не потерять достигнутого и привычно не нахмурить брови.


Для пущей наглядности можно представить себе идущих рядом латиноса и русского, ну скажем, бизнесмена средней руки. Поверьте мне, этот воображаемый образ по степени контрастности двух персонажей будет напоминать день и ночь. Слегка ссутуленная, выдающая напряжение в каждом движении походка «энергичного» представителя нашей цивилизации будет выглядеть как карикатура на человеческие движения рядом с летящей упругой поступью гибкого латиноса.


Лучшему представителю африканской цивилизации, безусловно, есть, что противопоставить нашем фетишам интеллектуализма и воли. Мягкость, ощущение ритмов природы, яркую эмоциональность, гармоничное тело и пластичность. Многим ли представителям нашей цивилизации доступны эти свойства? Не думаю. Да и является ли важным для нас этот набор качеств. Входит ли он в базовый набор ценностей западного человека. Вряд ли. Для нас более ценны другие качества, из которых вытекает определенный стандарт социальных достижений, который не имеет никакого отношения к стандартам так называемых «примитивных» культур, в особенности тех, которые еще не сильно «цивилизовались» по западному образцу.


Человеку с сильно развитыми ценностями западной цивилизации, скорее всего, трудно будет понять африканского или латиноамериканского аборигена. Мы слишком хорошо знаем «что такое хорошо, а что такое плохо» в рамках нашей культуры. Нам трудно не презирать ленивого и необязательного негра, хотя в тоже время мы вполне комфортно ощущаем себя в мягкой атмосфере центральноамериканскойПанамы.


И здесь наступает парадокс. Панама переживает поистине эмиграционный бум. Те самые представители западной цивилизации едут сюда из Америки, Европы, России, Израиля. Они приезжают и остаются, перевозя сюда семьи. Им хорошо в спокойной в доброжелательной атмосфере, создаваемой панамцами. Белым людям приятно уважительное и мягкое отношение к ближнему и дальнему, на что они уже не могут рассчитывать в своих странах, которые так далеко зашли по пути западной цивилизации, что жить там становится все труднее и труднее.


И есть во всем этом какая-то неувязочка. С одной стороны мы, белые, такая продвинутая раса, бесконечно превосходящая всех черных и других цветных (Авдеев «Расология»). А с другой стороны бегут самые дальновидные представители этой высшей расы из своих больших городов, где человек человеку волк и где молятся только мамоне, бегут в эту самую Латинскую Америку к презираемым латиносам, при этом, что интересно, и как я это заметила по себе, продолжая считать себя высшей расой.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jun. 17th, 2012 01:51 pm (UTC)
Константин Чекмарев
Добрый день Наташа!
Прочел статью и остался очень доволен откровенностью.
Именно так дело и обстоит. Причём, поскольку я не имею зарубежного опыта, то могу сослаться на опыт контактов с приезжими из республик.
Нашим непросто входить с ними в контакт, а они на удивление контактны,открыты и дружелюбны...
Наших людей, почему-то именно это и раздражает -
"Ну чё он лыбится всё время, чё ему надо???
Я ж ему никто, а он как к своему!!!"
Барьеры, барьеры... Комплексы человека настроенного на дистанцирование и самоизоляцию.
УВЫ!
К.Чекмарев
krugosvetka_spb
Jul. 14th, 2012 06:08 am (UTC)
Re: Константин Чекмарев
Спасибо, Константин. Здорово, когда люди могут варясь внутри всего этого, рефлексировать на тему нашей нетерпимости. Мне кажется, многие из нас, выросшие в этой традиции, весьма далеки от того, чтобы замечать какую-ту ненормальность.
(Anonymous)
Jul. 2nd, 2012 12:42 am (UTC)
Хорошо сказано.
Важно дочитать до конца.
mihaylich
Oct. 31st, 2015 09:55 am (UTC)
Спасибо! Хорошо написали!
krugosvetka_spb
Nov. 1st, 2015 04:45 am (UTC)
Вау, как вы далеко забрались, в смысле давняя статья.
Надо будет ее вынуть из недр забвения, спасибо за наводку :)
mihaylich
Nov. 3rd, 2015 06:34 pm (UTC)
:-) ну так взялась сначала перечитывать, вопросы готовить. А то может уж отвечали где - не беспокоить зря тогда
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com