?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О силе табу

Наш приятель Марк любезно организовал нам поездку в поселок под названием Омоа,
находящийся в соседней с нашим поселком Ханаван бухте. Стояла такая жара, что казалось,
голова скоро треснет и расколется от перегрева. У нас была пара-тройка часов на освоение
поселка, о котором мы знали, что здесь в тридцатые годы жил молодой Тур Хейердал со своей
женой Лив, а также, что ныне здесь находится продуктовый магазин размером значительно
превосходящий лавочку в нашем поселке Ханаван.

Мы брели по набережной мимо многочисленных статуй богов тики, давшим название плоту
Кон-Тики, на котором Хейердал переплывет Тихий океан. Дисциплинированный Максим
регулярно выстраивал нас для фотографий, мои же и детей мысли крутились вокруг поиска
укрытия от солнца, которого не было, так как нам предстояла прогулка по опаляемым солнцем
дорожкам поселка. Наш провожатый по совместительству один из сыновей Марка, который
привез нас в поселок на небольшой моторной лодке, по нашей просьбе довел нас до музея.
Музей был закрыт, работница почты снарядила с нами мальчишек, чтобы они отвели нас в дом к
женщине, которая музеем занимается. Когда мы добрались до места, то обнаружили огромный
дом, а за домом - сад с разными местными полезными фруктовыми деревьями: манго, гуавами,
папайями, бананами, хлебными деревьями и кокосовыми пальмами.

IMG_4721re


Все было как обычно, кроме того, что в большой клетке, почему-то напомнившей мне клетку в
которую заключен музыкальный павлин в одном из залов Эрмитажа, сидел крупный пес,
похожий на мастифа. На мой вопрос, почему собака сидит в клетке, хозяйка ответила, что,
оказываясь на свободе, собака не может справиться с охотничьими инстинктами и охотится на
все подряд: кур, коз, свиней, лошадей. Она гоняется за дикими козами и ловит их. Пока я
соображала, являются ли мастифы охотничьими собаками, а также думала о том, что в России в
деревнях огораживают скорее скот, нежели чем собак, хозяйка открыла музей.

Оказалось, что музей располагается в частном доме Сары, которая была дочкой того самого
Вилли, который в свое время, будучи человеком уважаемым и по местным меркам богатым и
передовым, принимал в поселке Тура Хейердала с супругой. Паре было предложено
остановиться именно в этом доме, но они захотели жить также, как живут местные и в
отдалении, тогда отец Сары организовал несколько человек для того, чтобы в уединенном
месте построить хижину для Тура и Лив.

У входа в оба поселка стоит доска, где представлены основные достопримечательности места.
Среди основных событий истории острова упомянуто и пребывание на Фату-Хива Тура
Хейердала, чью фотографию можно увидеть на стенде.

Сара рассказала интересную историю, связанную со знаменитым путешественником. Ее дед,
отец Вилли, принимавшего чету Хейрдалов, был другом Гогена, который жил на островах. Гоген
вырезал из дерева приклад для ружья, приделал само ружье и подарил его деду Сары. Потом
ружье перешло к отцу Сары, тогда еще молодому человеку по имени Вилли. Узнав о том, что
Вилли является собственником ружья работы Гогена, Хейердал якобы стал настаивать на том,
чтобы ружье было ему подарено. Отец Сары не хотел отдавать ружье, которое было
своеобразной семейной реликвией. Но Тур настаивал все сильнее, и по местным законам
гостеприимства отец Сары вынужден был отдать ружье. Он не знал, что на мировых аукционах
все, что связано с именем Гогена оценивается в сотни тысяч долларов. Он просто подарил ружье
гостю. Когда Тур и Лив проходили таможню на Таити, таможенник не разрешил им вывозить
огнестрельное оружье. Тогда на его глазах Хейердал отколупал деревянный приклад от
спускового механизма, и спросил таможенника, что теперь по его разумению является ружьем.
После того, как таможенник указал на металлическую часть, Тур забрал приклад с собой.

Со слов Сары выходило, что Тур мягко говоря надул гостеприимного маркизца,
неосведомленного по поводу мировых цен на искусство. Хейердал же эту историю в части
приобретения ружья описывал совсем иначе. С его слов, маркизец перекупил ружье у китайца с
тем, чтобы подороже перепродать Туру, предварительно выспросив у него о великой ценности
всего, что связано с именем Гогена. Тур предложил купить у него ружье, предложив в десять раз
дороже, чем за него было заплачено, но маркизец запросил не в десять, но в сто раз больше.
Хейердал заплатил ему то, что тот просил, и увез ружье. При всех симпатиях к Саре, версия
Хейрдала мне все-таки кажется более правдоподобной. Маркизцы, как и многие деревенские
жители, народ хитроватый, особенно в отношении белых. Не удивляюсь, если отец Сары,
впоследствии все-таки подумал, что он продешевил, продав ружье, из чего и выросла история о
подаренном ружье.

Помимо этих занятных историй, Сара рассказала нам очень много интересного. Отдельная часть
повествования была посвящена теме табу, которые были во множестве представлены во всем
регионе в те времена, когда острова были открыты и колонизированы европейцами.
Фактически, табу существовали до середины - второй половины двадцатого века. Их власть
была упразднена наступлением цивилизации, а самую убийственную роль в отношении табу
сыграло внедрение обязательного среднего образования. Как я уже писала, дети с маленьких
островов в возрасте 10 - 11 лет отправляются на большие острова, где живут и учатся в
интернате. В условиях жизни вне семьи и обучения у французских учителей, исполнение
различных семейных и деревенских табу очень сильно осложнило бы детям жизнь, поэтому
старший в роду, обладавший силой табу снять, делал это в отношении ребенка.

Когда мы слушали Сару, у нас возникло ощущение, что табу присутствовали в очень многих
областях жизни маркизцев, и жизнь эту сильно затрудняли. Огромное количество табу было
связано с женщинами, которые воспринимались со всеми своими женскими физиологическими
особенностями не только как существа второго сорта, но и как способные нанести значительный
вред венцу творения - мужчине.

Так, например, рассказывала Сара, ее бабушка, как и другие пожилые женщины, живущие в
поселке, особое внимание уделяла маленьким детям мужского пола. Если маленький мальчик
поднимал что-нибудь с пола, например камешек или веточку, а потом бросал поднятый
предмет снова на землю, то бабушка снова поднимала его и уносила с собой, складывая после в
укромное место. Современному человеку трудно угадать причину столь странных действий. А
была она такова. Не дай Бог женщины в период менструации, считавшийся по каким-то
причинам опасным для мальчиков, будет проходить мимо и нечаянно наступит на камешек или
веточку, брошенный мальчиком. Если это произойдет, то мальчик может заболеть, а то и
умереть, поэтому допустить такого ужасного события никак не возможно.

В то же время то, что было отторжено от мужского тела, например, волосы, следует всячески
оберегать от влияния посторонних женщин. Именно поэтому, когда мужчинам в семье стригли
волосы, бабушка Сары как фурия носилась вокруг по периметру метров двухсот и сердито
отгоняла от того места, где совершалась процедура, открывавшая уязвимые точки мужчины,
всех женщин. Ведь не дай Бог волосок отнесет ветром к ногам какой-нибудь женщины, и она
наступит на него, а если, не приведи Господи, у нее еще и менструация, то все, пропал мужик.
Всяческие дискриминации менструационного периода не знали границ. На момент, когда
женщина стирала в речке тряпки, мальчикам и мужчинам вообще не следовало подходить
реке. Потом, когда тряпки развешивались для просушки, мальчику ни в коем случае не
разрешалось пробегать под ними - ведь это могло привести к его болезни и даже смерти.
Семья родителей Сары жила в двухэтажном доме, том самом, где был впервые принят Тур и Лив
когда они приехали на остров, и где сейчас располагался музей уклада жизни маркизца. Комнаты
второго этажа были отведены под спальни. Суеверная бабушка Сары никогда не поднималась на
второй этаж вечером не убедившись, что все мужчины семьи находятся в своих комнатах.

Согласно ее убеждениям, ни в коем случае не следовало допустить ситуации, чтобы кто-нибудь
из мужчин прошел по первому этажу в тот момент, когда бабушка была наверху, ведь таким
образом она бы могла оказаться над головой мужчины и невольно причинить ему вред.
Из тех же соображений, только в сто крат более усиленных ни одна маркизская женщина не
стала бы рожать на втором этаже. Ведь во время родов под ней на первом этаже мог бы
оказаться мужчина, на которого это могло бы навлечь очень большие проблемы со здоровьем.
Частенько табу накладывались каким-нибудь имеющим на то полномочия старшим членом
семьи на какую-нибудь особую еду. Например, как я себе полагаю, подавится какой-нибудь
маркизский дедушка рыбной костью. Откашляется, отплюётся и подумает себе: одни проблемы
от этой рыбы, наложу-ка я на нее табу. Но запрещать своим домочадцам есть любую рыбу было
бы для дедушки слишком бесчеловечно. Поэтому он может сказать: а не будем-ка мы отныне
есть всю рыбу красного цвета или поросят черного или курей пестрого - это уж зависит от того,
кому принадлежала злосчастная кость и на сколько у дедушки хватит фантазии.

Табу - дело святое, ни дай Бог нарушишь, поплатишься карой Богов, навлечешь несчастье. Вот и
отказываются домочадцы от запретного продукта и под страхом смертной казни не решатся
нарушить табу. Запрет может передаваться из поколения в поколения, весь род не будет
употреблять в пищу запрещенную еду, пока не произойдет чудо - не найдется кто-нибудь в
роду, кто наделен властью снять табу и кто захочет это сделать. И тогда - да здравствует
свобода, снова можно кушать пестрых куриц или черных поросят.

У Роберта Льюса Стивенсона, который в конце девятнадцатого века живал на островах, я читала
об историях с пищевыми табу. Так один предприимчивый островитянин наложил для всех
посторонних табу на поляну с фруктовыми деревьями, которые принадлежали его семье.
Плантации были довольно объемными и единственными в округе. Деревенские жители, не
смея нарушить табу, совершали мирные набеги на плантации соседней деревни,
располагавшейся довольно далеко, опустошая их, при этом мотивируя набеги тем, что раз, мол,
мы друзья, то все у нас общее. Фрукты, растущие у них под носом, они не трогали, потому что на
них было наложено табу. Почему оно было наложено - вопрос слишком иррациональный для
того, чтобы островитяне могли им задаваться.

Стивенсон также писал, что над одной молодой девушкой кто-то зло пошутил, сказав ей, что на
съеденный ею фрукт было наложено табу. Девушка поверила в то, что совершила страшное
преступление и через три дня умерла.

Вслушав Сару мы спросили ее, сохранились ли остатки разного рода табу в настоящее время.
Сара ответила, что по сравнению с тем, как это было еще пятьдесят лет назад, конечно нет, но
существуют определенные верования, которые поддерживаются большинством, и, как полагает
она, женщина вполне образованная, работают.

Так, например, рассказала она, есть семьи, некоторые члены которых имеют дурной глаз.
Разозлит ребенок такого человека, может вещь его нечаянно сломает или шумом утомит, или в
огород заберется, ежели постарше, глянет на него человек или прикрикнет, и беда произойдет с
ребеночком. Сара сама видела таких больных детей, которых носили к врачам, но врачи ничего
не могли сделать. У ребенка безумно вращались глаза, изо рта текла слюна, казалось, разум
покинул его. И единственным выходом было нести ребенка к тому, кто, скорее всего, невольно
навел порчу, и дать ему ребенка на руки. Если подержит такой человек ребенка на руках, уже не
желая ему зла, то вылечится тот и вся его хворь пройдет безо всяких последствий.

Или вот еще пример "работающих" верований. Есть в тропиках такое растение, нони
называется. Известно оно и в Европе, где сок из него продают как эликсир от всех возможных
болезней, и в частности, как средство профилактики рака. По своему составу считается оно очень
сильно полезным, врать не буду, состав не изучала, но мнению представителей как
аллопатической, так и народной медицины верю. Плод дерева нони размером и формой со
среднюю картошину цвет имеет зеленый и покрыт пупырышками, примерно как ананас, только
более гладкими. Вкус он имеет отвратительный, а по запаху при созревании напоминает запах
рвоты. Мало кто из местных употребляет его в пищу, предпочитая продавать заботящимся о
своем здоровьи европейцам. Растет он повсюду как дикий сорняк, плоды его часто валяются на
дороге. Но это - информативное отступление. Вернемся к теме суеверий.

У маркизцев целебными считаются листья дерева нони. Причем используют их для того, чтобы
отгонять злых духов. Так, например, рассказывала Сара, поедут наши на фестиваль маркизских
искусств представлять свой танец и скульптуры. Выйдут они в деревню, прислушаются, в смысле,
причувстсвуются, и услышат, что как-то не чисто там, уловят энергии зависти,
недоброжелательства. Тогда наступает момент прибегнуть к власти волшебного дерева. Нарвут
они листьев нони и обернут вокруг пояса. Все, теперь никакой недобрый взгляд им не страшен,
они защищены магической силой растения.

Так что теперь и я подумываю, не прибегнуть ли мне к такому средству в связи с неизбежной он-
лайн публичностью? Авось поможет.

Во время нашего пребывания на Фату-Хива, были сделана сотни фотографий. Добрая часть их
была посвящена визиту в деревню Омоа, где мы встретили Сару. Какие-то из этих фотографий я
использовала для иллюстрации предыдущих постов. Но на днях произошло нечто странное.
Фотографии, которые были скачаны на внешний жесткий диск, исчезли. С тех пор мы потеряли
возможность использовать фотографии с Фату-Хивы, их нет, что очень жаль. Поэтому
пришлось выложить почти что голый текст.

promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
kbb
Nov. 20th, 2013 04:47 pm (UTC)
есть кнопка "поделиться"
sokol_inka
Nov. 20th, 2013 06:07 pm (UTC)
Про растения как средство от дурного влияния в сети я, к сожалению, ничего сказать не могу, все может быть - но баном для пущей надежности я бы все равно не пренебрегала :-)
kapitan_11
Nov. 21st, 2013 03:53 am (UTC)
С фотографиями - тут всё ясно.
Не иначе, как какое-нибудь табу нарушили.

И про женщин - тоже удивительно верно подмечено.
Я вот, хотя этого не знал, но - инстинктивно всегда старался держаться подальше от стирки.
prof61
Nov. 21st, 2013 09:37 am (UTC)
Ну и немного из практики. ИНОГДА, при НЕУДАЧНОМ движении мышью/тачпадом папка может оказаться ВНУТРИ СОСЕДНЕЙ. Пройдитесь ПОИСКОМ (изображений) по ВСЕМУ диску, или введите в строку поиска название какой-либо из пропавших фоток (если помните).

Совет номер два. Если карту фотоаппарата чистили средствами самого фотоаппарата и потом на неё ещё немного попало - пройдитесь восстановителем по ней, сами фотоаппараты удаляют очень поверхностно и в глубинах карты памяти фотки обычно сохраняются до самого вытеснения их новыми, несмотря на то что в проводнике виндовс их не видно.
klim1961
Nov. 21st, 2013 01:21 pm (UTC)
Интересно, а как это можно сделать?
Что это такое за "восстановитель"?

Jevgenijs Fiošins
Nov. 21st, 2013 05:08 pm (UTC)
Таких программ довольно много. Если в Гугле набрать - восстановить удаленные файлы - можно выбрать наиболее понравившуюся. Я чаще всего пользуюсь - FileRecovery
prof61
Nov. 21st, 2013 06:53 pm (UTC)
Любая программа класса "FILE RECOVERY/ PHOTO RECOVERY"
andrey_ya13
Dec. 8th, 2013 11:14 am (UTC)
удаление фото
как то удалил фото фотиком, случайно, потом тут же начал восстанавливать... не нашел никакими востанвлялками, надежно стер :) за то обнаружил фотки стертые год назад компом ;))) когда переносил на комп.

авторы, надеюсь читаете, фотки не стерты, если они точно были записаны, то скорее они попали в невидимые, так делают некоторые вирусы, или глюк. включите просмотр Скрытых файлов и в свойствах отмените невидимость.
Сюда же относится примочки NTFS при смене владельца часто новому владельцу не даются права на просмотр и копирование старых файлов. фиг знает почему, но несколько раз восстанавливали с системными админами, через свойства-безопасность-доступ
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com