?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уход с Фату-Хива.

Заметки капитана.
Французская Полинезия, о. Туахата (Tuahata), деревня Ваитаху (Vaitahu), 14.11.2013

S9.56 W139.06

IMG_3947

Всю ночь я никак не мог заснуть.Регулярные, повторяющиеся каждые сорок минут, заряды дождя с окружающих отвесных круч бухты Девственниц (Baaie Hanava) обрушивались на яхту.



Переход на соседний остров Тахуата (Tahuata) составлял около сорока миль и обещал занять чуть больше светового дня, поэтому было решено сняться с якоря еще затемно. Согласно прогнозу ветер должен был дуть около шестнадцати узлов с более-менее удобного северо-западного направления. Станислас, церковный гитарист из поселка Ханававе (Hanavave), который за двадцать метров щедро отрезанной ему Наташей веревки выдал нам целую тележку еды, куда входили грейпфруты, несколько килограмм муки и связка бананов, сказал, что он только что вернулся с рыбалки и ветер в море около двенадцати узлов.

Большое судно с Таити, накануне сгрузившее и обратно загрузившее в себя три дюжины французских туристов-пенсионеров и немалый багаж произведенных островитянами продуктов и сувениров для продажи на главном острове, болталось на якоре в полумиле от нас, нудно освещая желтым огнем погруженную в мелкую дождевую крошку бухту. Я просыпался, выходил наружу и все прикидывал, с какой стороны лучше обойти корабль и надо ли включать наш АИС, чтобы аларм разбудил их вахтенного, когда мы будем проходить мимо. В какой-то момент я вдруг не обнаружил ни судна, ни его огней. В середине ночи оно тихо подняло якорь и ушло. Это было не очень хорошо: мы стояли в глубокой и узкой бухточке с трех сторон зажатой скалами. Корабль хоть немного освещал пространство вокруг и давал ориентир, а теперь выходить надо было только по приборам и наитию. Тучи скрыли и звезды, и луну так, что только слабо различаемый на Севере расширяющийся просвет между скалами давал представление о том, куда выплывать, да и он сразу терялся, стоило только ослепить себя, зажигая фонарик или поглядывая на тусклый экран плоттера.

Однако, пробило три часа утра; я разбудил Наташу и включил мотор. Не будет преувеличением сказать, что такого нервного отхода у нас еще не было. Якорная цепь на круто уходящем в море каменистом берегу, где регулярно на порывах сдувает в море яхты, шла почти отвесно вниз, и наши два якоря, висящие на ней, делали подъем цепи ручной лебедкой уже непростой работой, что было еще полбеды. Тем, что щекотало нервы было тот факт, что Наташе надо было сдать лодку немного вперед, чтоб помочь мне с цепью, и в темноте было непонятно, насколько мы далеки от отвесной скалы и камней перед нею. В те секунды, когда Наташа включала передний ход, меня преследовал образ нашей яхты в полной темноте втыкающейся бушпритом в скалу. В кромешной тьме делать это было так страшно, что Наташа в какой-то момент сообщила, что, дескать, она предпочитает поработать на тугой якорной лебедке, а я бы лучше сам маневрировал яхтой в узкости. К счастью вскоре с помощью сильного фонаря мы стали различать в полной тьме белый силуэт маленькой яхточки, стоящей на якоре в пятидесяти метрах от нас по направлению к берегу.
Яхта, вполне, кстати, приличная и ухоженная, была брошена на рейде Фату-Хивы около полугода назад дедушкой-американцем. Он пришел на ней откуда-то из Америк и на следующий день уехал на Хива-Оа, даже не зачехлив паруса, бросив все, как есть и с тех пор не возвращался. Я ездил мимо этой яхты каждый день и облизывался, глядя на ее новенький ветровой пилот и блестящие глубокие грили для жарки рыбы. Форштаг у яхты оторвался, и она покорно ждала ближайшего северного шторма, который скорее всего уронит мачту, а возможно и разобьет яхту о близлежащие скалы. Помня о наших двух дедушках из Панамы, Ларри и Бобе, неплохо зная их жизнь, я вполне понимал этого неизвестного мне человека, который после, вероятно сложнейшего трансокеанскго перехода, в результате которого он потерял форштаг, больше не хочет и не может видеть свое судно.

Нам, впрочем, яхточка сослужила немалую службу, дав слабенький, но ориентир для ухода. Я только заклинал, чтоб со скал не сорвался традиционный в этом месте порыв ветра, который может спокойно доходить до тридцати узлов, как раз в тот, момент, когда мы стоим на полувытащенном якоре. Но вот, якорь поднят и мне надо дать Наташе команду, куда поворачивать, чтобы развернуться носом в море. Итак, вправо или влево? Я попробовал взглянуть на плоттер: в силу своей инерционности он мало помогал; лезть внутрь и взглянуть на исправно работающий радар тоже не было времени. Я еще раз краем глаза в полной темноте уловил отсвет уделяющейся яхточки и крикнул: руль вправо!! Яхта пошла вперед и на разворот. Все во мне напряглось, бились мысли: будет удар о скалу или касание камня килем? Секунды отсчитывались с каждым ударом сердца: раз-два-три. Впереди замаячил просвет между скал: мы были на правильном курсе. Ура!

Яхта грузно выходила из узкости на просвет. Я поставил грот с двойным рифом и внутренний стаксель. Наташа, как всегда осведомилась, не мало ли парусов мы несем для ожидаемого двенадцатиузлового ветра, но что-то подсказало мне, что не надо больше парусины. И это подтвердилось уже через три минуты: знаменитый Фату-Хивский шквал соскользнул с гор и ударил в наш парус. Аларм силы ветра сразу противно запикал: ого, ветер превысил двадцать узлов. Яхту закренило, темнота начала молниеносно рассеиваться. Пока я возился с парусами, пришел рассвет. Я оглянулся назад. Никогда не забуду это зрелище: Фату Хива за кормой превратилась в ужасное чудовище, как бы взбешенное выпущенной из лап добычей. Остров как раз в бухте, откуда мы только что ушли, был покрыт устрашающего вида ураганоподобными облаками: из непроглядной черноты вырывались клочья серого пепельного тумана и клочками отрывались, уносясь в море. Мне казалось, что там, где мы относительно спокойно простояли несколько дней, сейчас бушует тайфун, разрывая все на части. Ветер бесновался, смешивая низ с верхом и я бы не удивился, увидев молнии, вылетающие оттуда полукругом и бьющие в нас.

Но мы уже были для всего этого недоступны! Яхта летела добрых пять узлов под почти штормовым нашим вооружением, удаляясь в белесую дымку наступающего дня.

Наташа благоразумно накануне легла спать в девять часов вечера, а я провел ночь в подготовке и проверке мотора и парусов, закреплении ящичков с продуктами, книг и компьютеров, поэтому, оставив ее на вахте, а сам завалился в кают-кампании прямо на диванчиках и уснул.

Разбудила меня возня и громкие крики детей, играющих с кучей игрушек на полу рубки, несмотря на немалый крен. Наташа слушала аудиокниги и лихо держала яхту на совершенно правильном курсе.

IMG_3945

Мы двигались гораздо быстрее предполагаемого, и плоттер обещал прибытие в два часа дня вместо планируемых мной шести. Погода была хмурой, ветер дул точно по прогнозу около шестнадцати узлов с порывами до двадцати. Наша лодочка, видимо радуясь почищенному от водорослей и ракушек днищу, летела с невероятной для себя скоростью, иногда доходящей до семи узлов. И это при почти зарифленной парусине! Я отпустил Наташу отдохнуть и сел за руль. Дети вскоре тоже уснули в причудливых позах на сидушках, раскиданных по всей рубке, а погода стала налаживаться.

IMG_3959

Вскоре и так хорошо видимый прямо по курсу остров Тахуата, вырос во весь рост, и я с удовольствием стал разглядывать многочисленные скальные выступы и пещеры. Остров был невероятно красив. Мы быстро приближались к краю мыса, который должен был скрыть нас от преизрядно увеличившейся волны, которая стала периодически обдавать меня брызгами и порой прокатываться по палубе от носа к корме. В какой-то момент я завидел рыбацкую моторку, прячущуюся между волнами и пожалел, что мы не выбросили леску.

Внезапно ветер разом отключили. Мы зашли за высокий мыс, и паруса обвисли. Но уже в следующую секунду ударил мощный порыв и нас невероятно сильно заложило. Я сразу представил рыбок, которых можно было бы видеть во всех четырех иллюминаторах по левому борту, и стал выравнивать лодку. Вот так, с порывами, внезапно переходящими в полное безветрие, мы и стали двигаться дальше. Солнце светило во всю, красота острова по правому борту заставляла сдерживать дыхание, а огромный остров Хива-Оа непрерывной скальной стеною вставал прямо по курсу. Горная пила с зубчатыми пиками и отвесно срывающимися вниз зелеными долинами острова Тахуата, вдоль которого мы шли, заставляла вспомнить наш Алтай или летние Хибины. Вышла сонная Полина, за ней Ксюша и, наконец, Наташа, все стали молча пялиться на разворачивающийся живописный пейзаж: вот он, рай, похоже думали мы все!
Я включил мотор, и вскоре нарисовалась первая из деревушек, Хапатони ( Hapatoni). Яхтенный путеводитель сообщал, что это в этой деревушке самое дружелюбное население на всем архипелаге, а также то, что там неподалеку можно обнаружить доисторическую каменную платформу маеае (meanae) и прикупить тонкогорлышковые, сделанные из местного сандалового дерева бутылки с кокосовым маслом под названием Пани Пуахи (Pani Puahi). Там мы завидели два катамарана, стоящие в некотором удалении от деревни, как раз на месте, где был обещан лучший на Маркизах сноркелинг на великолепном живом коралле. Следующий залив еще через полчаса открыл главный поселок острова, Ваитаху (Vaitahu), где стояло уже пять яхт. Путеводитель Чарли (Charlie’s charts of Polynesia) сообщил, что именно в этом заливе в 1595 году высадился первооткрыватель Маркизового Архипелага, испанец Мендана, а вслед за ним в 1774 небезызвестный Джеймс Кук. Здесь же в 1842 году Адмиралом Дупетит Тоуарс был подписан акт передачи архипелага Франции.

IMG_3953

Однако и это место не было нашей целью.. После стольких лет борьбы, выживания и стремления в Полинезию мы, наконец, хотели оказаться в подлинном тропическом рае, который из года в год влечет в эти труднодоступные края сотни искателей приключений: мы шли на знаменитый пляж Ханамоеноа (Hanamoenoa), который входит в число трех самых красивых якорных стоянок всей Полинезии. Там нас должны были дожидаться наши друзья Кила и Даниэль с яхты под названием «Катюшка».

IMG_3991

IMG_4002

Даниэль, коренастый тридцатитрехлетний Венесуэленц, имеющий и американское и немецкое гражданство, завершал свою вторую кругосветку и держал курс на Австралию, где живет его отец и несколько братьев. Любитель серфинга, державший в лучшие годы на своей яхте около десяти досок, он уже жил подолгу и в Полинезии, и на Вануату, и на Мадагаскаре, да и везде. В Панаме ему посчастливилось принять в свой экипаж худенькую симпатичную и очень смышленую канадку Килу, которая только что закончила Университет по специальности «Физическая география» и внезапно решилась на океанское путешествие.. Находящиеся в разводе ее мать и отец, заслышав, что дочка, поехавшая в Панаму на пару недель, хочет остаться с неизвестным парнем на старой неухоженной лодке и проплыть аж до Австралии, сначала воспротивились этому, но потом, не сговариваясь, сказали ей, что это – отличная возможность и она может плыть! Теперь Кила со всей своей бешеной энергией вникает во все яхтенные вопросы, неистово хватается за якорные веревки и вообще ведет себя, как старый развязный морской волк, накрутивший пару-тройку кругосветок. Она потихоньку уговаривает Даниэля избавляться от кучи разного хлама, который он загрузил на яхту во Флориде, еще до первой кругосветки, когда продал свой серфинговый магазин.. Так, во время перехода на Маркизы, они повыбрасывали в море кучу старых ржавых запчастей от мотора, а на Фату-Хиве задарили хозяину местного магазина, Даниэлю, большой моток своих старых веревок и канатов, которые имеют на острове огромную ценность и являются основным предметов обмена.. Кила с Даниэлем стояли рядом с нами еще на Галапагосах, потом мы первыми их встретили на Фату-Хива и вот теперь вместе собрались на Тахуату.

Две их мачты скоро замелькали на фоне зеленого берега, указывая вход в небольшую бухту. Надо сказать, что у них плохо работает мотор, глохнет на малых оборотах, и им приходится идти в основном на парусах. Ввиду дороговизны покупок запчастей в Полинезии, брат Даниэля из Австралии переслал помпу для мотора маме Килы в Канаду, и вот теперь через неделю мама привезет эту помпу прямо на Маркизы и отдаст в руки Даниэлю. Кила счастлива, что мама взяла недорогой (300 евро с человека) полинезийский тур, и они с дочкой облетят за эти деньги на самолете все основные острова Полинезии, включая некоторые атоллы Туамоту и острова Общества. Тур займет больше недели, после чего Кила воссоединится с Даниэлем. Сейчас ребята плывут на главный остров, Нуку-Хива, где есть дизельный механик, и остановка в райской бухте – часть плана по освоению Архипелага.

Мы обходим мель, четко обозначенную на нашей карте, правим прямо на волшебную бухту и через полчаса бросаем якорь в тридцати метрах от машущих нам Килы с Даниэлем прямо напротив золотистого песочного пляжа, утопающего в зелени тропических пальм и спрятанных за ними в глубине разнообразных фруктовых деревьев, по описаниям побывавшего тут ранее Криса, бесхозных и ждущих заезжего яхтсмена, чтобы одарить его своими витаминными сокровищами!

IMG_4048

promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
kapitan_11
Nov. 15th, 2013 07:01 am (UTC)
С приплытием вас на новый остров.

Из фоток следует понимать, что стаксели поставлены на раксах.
Как вы считаете - насколько необходимы дальнобойщикам закрутки на основном стакселе (кливере) и внутреннем стакселе?
krugosvetka_spb
Dec. 3rd, 2013 12:02 am (UTC)
Закрутки на основном стакселе строго необходимы дальнобойщикам. Мы будем искать возможность поменять систему, так как сильно намучились с нашими стакселями на раксам.

По поводу внутр. стакселя, правильные книги рекомендуют не делать на нем закрутки, чтобы иметь возможность использовать и штормовой парус.
kapitan_11
Dec. 3rd, 2013 01:39 pm (UTC)
Спасибо.
nikvk
Nov. 15th, 2013 08:06 am (UTC)
Класс!

а болельщики на трибунах кричат:
компАс-компАс-компАс-компАс-компАс-компАс-компАс-компАс-компАс-компАс!!!!!!
))))))))))))

Edited at 2013-11-15 08:53 pm (UTC)
limon_cello
Nov. 17th, 2013 04:59 am (UTC)
Очень интересно, большое спасибо, что пишете! Острова невероятно красивы!
markusvi
Nov. 17th, 2013 03:53 pm (UTC)
Спасибо! Прочитал с удовольствием!
Интересно узнать, от куда такое название у иностранной яхты «Катюшка»
klim1961
Nov. 18th, 2013 01:07 pm (UTC)
Добрый день.
Давно вас читаю, а вот сегодня решил зарегистрироваться в ЖЖ.
В детстве у меня была мечта, пойти в кругосветное путешествие.
В общем-то, в то время такая мечта была у многих.
Только при переходе к самостоятельной жизни обычно это проходит.
А вот у меня, почему-то, не прошло.
Мне интересны все подробности вашей кочевой жизни: лодки, переходы , таможни, стоянки и т.п.

С некоторым запозданием, но хочу выразить поддержку в вопросе очищения блога от тролей.
Просто было как–то неприятно заходить в блог, примерно как приходить в гости, когда в квартире грязно.
А сейчас ваши троли на форуме КиЯ тусуются.

Большое спасибо за ваш блог. Жду новых сообщений.


Edited at 2013-11-19 12:14 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com