?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

10 октября 2013 г.

Сломался автопилот. Я заметил, что яхта неестественно привелась к ветру, а деревянное перо безвольно болтается на ветру взад-вперед. Шквалистый порывистый ветер нездорово клонит яхту на бок, горообразные волны бьют в левый борт. Я рванулся к корме и заглянул вниз: худшие предположения оправдались – белое перо автопилота на страхующее веревке тащилось за нами по воде, оставляя пенный след. Я позвал Наташу на руль, перешел на ручное управление, подключив гидравлику, а сам приготовился лезть вниз.
Десятки мыслей роились в голове. Что еще м.б. хуже поломки автопилота?! Вставали страшные картины нашей маленькой психологической катастрофы: оставшиеся полторы тысячи миль, всю вторую половину пути, мы рулим руками. День и ночь, минута за минутой, растягивающиеся в бесконечные часы, полные утомлением и отчаянием. Рваный ночной сон, перемежающийся дву-трехчасовой ночной рулежкой попытках удержать яхту на курсе на страшных порывах, сопровождаемых ударами волн в бок, нездоровой вибрацией такелажа и водой, льющейся под тебя вдоль борта..


Вспомнились недавние письма с новозеландской яхты Wanderlust, идущей в нескольких сотнях миль перед нами, когда у Майкла и Софи сломался шток автопилота, который они часами заклеивали эпоксидкой и в результате добились того, что, боясь его вторичной поломки, смогли оставлять яхту на автопилоте на полчаса, чтобы немного отдохнуть. Бедные ребята. Сменяя друг друга, они постоянно вели лодку вручную, изматывая себя в конец. При этом у них нет детей, просящих полноценную и разнообразную пищу каждые два-три часа и непрерывно засыпающих тебя вопросами на разные темы, просящих поставить мульти, почитать сказку, помыть их в душе и уложить.

Похоже, рулить придется в основном мне, смекнул я в эти короткие мгновения. Наташа, однако, уже настроилась на рулежку и вышла в полном яхтенном обмундировании.
Поломка может иметь разные степени чинибельности, но то, что я вижу, осматривая поломку, приводит меня в шок: оторвалась сварка на металлическом двухсантиметровом прутке, который держит металлическую коробку, куда вставлено деревянное перо автопилота. Я смотрю на двухсантиметровую дырку в четырехмиллимиртровой металлической пластине и внутри меня наступает пустота.

Я вспоминаю, что эта конструкция была сварена в Эквадоре, в Манте в мастерской Сергея, когда мы там же изготавливали бушприт. Я хорошо помню, как Сергей аргоном варил этот узел и гордо показал мне его как образец отличного шва.. Что-то внутри подсказывало мне тогда, что следует проварить этот узел еще и изнури, но напряжение нашей с Сергеем ситуации в тот момент, когда он внезапно заявил, что не собирается варить бушприт аргоном, как мы договаривались ранее, и, что если меня не устраивает электросварка, я могу вместе с бушпртом быть свободным, была таковой, что я не решился настаивать еще на одном шве. Конечно, надо было уже потом с эквадорскими сварщиками доварить этот узел, что я и сделал в отношении бушприта. Однако автопилот прошел непростой путь от континентального Эквадора к Галапагосам и только теперь, от ударов гороподобных волн в корму сломался здесь, в самом центра Тихого океана, в местечке, наиболее удаленном от любой суши.

Стало ясно, что по крайней мере все остальные узлы, к счастью, исправны. Надо было доставать весь сложный узел крепления пера автопилота,сидящий на прутке около воды, который надежно прикрученный болтами.
Я уже привычно, так как делать это мне уже приходилось раза три-четыре, держа в руках разводной ключ, пролез в узенькую щель между деревянными стойками ограждения кокпита и оказался весящим вниз головой на уровне волн. Одна из них сразу же обдала меня соленой водой и я, отдав очки Наташе, начал откручивать гайки, после чего, сняв конструкцию, передал ее наверх.

Нужно было искать решение. Причем срочно: надвигалась ночь! Пошутив, что теперь Наташа точно освоит непростую науку рулевого, я уставился на сломанный узел. Внутри не было ни паники, ни беспокойства. Мысли скользило как бы сами по себе, как будто думаю не я, а кто-то внутри меня.
Быстро пронеслись первые варианты: достать свой сварочный аппарат и попробовать заварить. Нет, мощности генератора чуть-чуть, но не хватает и в прошлый раз нам после получаса проб едва удалось поджечь сварку на несколько секунд. Что еще? Тормознуть проходящий мимо сухогруз и запросить у них помощь в сварке этого узла. Работ-то на пять минут. Какая глупость. Где тут посреди океана сухогруз? Мы, правда, встретили один на прошлой неделе, но, думаю, вероятность повторения такого события в этих водах близка к нулю.

Тут внезапно происходит нечто: руки начинают что-то делать, опережая понимание. Я свинтил ненужный узел, сваренный за большие деньги на Галапагосах и предназначенный для подъема пера автопилота наверх, без снятия всей конструкции. Теперь этот узел ни к чему. Я залез в шкафчике с ремнабором и ловко собрал необходимые мне запчасти. Достается дрель и я начинаю сверлить, стараясь не думать, что будет, если не предназначенное для толстой нержавейки последнее сверло сломается. Проходит пара часов – дырки просверлены. Темнеет.

Наташа говорит, что дети просят есть, и мне нужно сменить ее на руле. Я сажусь за руль, неожиданно для себя сообщая Наташе, уже, по-видимому, настроившейся на ночную рулежку, что АВТОПИЛОТ ПОЧИНЕН!! Мне странно осознать, но это так! Откуда-то пришло решение закрепить прут в дырке с помощью сквозного болта, идущего поперек коробки крепления пера.

Дальше все просто: порулив в полной темноте пару часов и получив наверх в кокпит вкусный ужин, я дождался Наташу, заменившую детям вечерную укладывательную сказку просмотром еще одного мультика, и снова засунувшись в дырку на ревущем ночном шквале и начавшем срываться каплями дожде, установил починенную конструкцию на свое место.. Ожидаемое чудо случилось: лодка вновь пошла сама и «самый главный член экипажа», как круизеры зовут автопилот, снова начал свою бесконечночасовую работу по удержанию яхты на курсе, вернув нам уже почти было утраченную полноту жизни.

IMG_2421 IMG_2428


Comments

( 31 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Oct. 11th, 2013 09:08 am (UTC)
Не, низзя без запчастей! Купите себе еще какой нить простенький электронный автопилот, и держите его в ящике на всякий случай. Да и сделайте дубликат этого узла, который потенциально ломается, пусть будет. Все критические узлы на лодке должны быть продублированы, мало ли что, тьфу тьфу тьфу!
nikvk
Oct. 11th, 2013 10:44 am (UTC)
Здорово! Правильное решение.
Вообще считается, что сварное крепление по определению не надежно - шов практически не просчитывается на прочность.
Поэтому или болты или заклепки.

Если дадите параметры площади рулевого, и его чертеж, можем засчитать необходимые параметры для болта (его тоже может срезать)

И что могу сказать - пора приобретать электроинструментарий - дрели, болгарки, и индукционный сварочник.

по поводу резервов для подруливания -
Вы не пробовали импровизировать ветрорулевой из паруса, со шкотами к подруливающему?
(как временная мера)
virdgin
Oct. 11th, 2013 11:58 am (UTC)
В очередной раз восхищаюсь " настоящим мужчиной" Максимом, который пришёл в ужас от надвигающихся трудностей ( в которые сам свою семью и втравил), и который уже прикидывал, как бы Наталью пристроить на ночь управлять яхтой ( а самому сладко поспать))))
Также не преминул обосрать некоего Сергея, который варил эту конструкцию Максиму наверняка бесплатно. И поэтому, устав уже от домогательств Максима, сказал, что либо варит, как считает нужным, либо пусть Макс катится на все четыре стороны. Если бы за сварку заплатили деньги, то и сварили бы, как заказывали.
Заметки насчёт полноценного и разнообразного питания повеселили. Конечно мы верим, что в условиях качки и скудных запасов дети питаются хорошо ( вспомним молоко и бутеры и стонущую от голода Полину, кажется, или Ксюшу).
Про душ тоже повеселило, т.к. недавно Наталья писала про гигиенические процедуры, состоящие из обливания морской водой, а потом споласкивания пресной))).
Ну и про детей уже сто раз сказано, что в такие авантюры нужно пускаться без детей. Одно дело, у берега торчать, а другое через океан плыть.
a_vlad
Oct. 11th, 2013 05:16 pm (UTC)
Не все выросли на диване ;-) кто то вырос на песнях Визбора, кому то нравятся палатки, тайга или горы. И из покон веков - в эти походы такие родители брали детей. Ну чего Вы так переживаете? :-)

Я Вам могу ответственно сказать - они очень хорошо справляются с поломками, вообще не ожидал от гуманитариев.
Список продуктов - выше всяких похвал.</p>

Да можно больше и лучше сделать если иметь либо больше денег, либо больше инструментов - но ломается все и всегда.

Ну не любите Вы их за их "науку" - Ваше право, сам скептик :-) ... Но уж в чем не разбираетесь - не судите.

P.S. Хотя конечно три местных "эксперта" держат блог намного впереди тех же Невзоровых, грязь - двигатель рейтингов. Может Макс Вам всем доплачивает копеечку? Тогда не дорабатываете - Морозов далеко впереди :-)

virdgin
Oct. 11th, 2013 06:51 pm (UTC)
Они могли бы вызывать уважение, если бы вели себя как взрослые ответственные люди: заработали на хороший ремонт, сделали его, запаслись всем необходимым и без детей отправились бы в это опасное путешествие. Это не поход в лес, это смертельно опасное мероприятие, здесь нет места детям. А теперь сами стонут, потому как поняли, что с детьми намного тяжелее.
И работать они не хотят, они лучше будут напрашиваться в гости и пытаться отремонтировать все или бесплатно или за гроши. А потом хают сварщика, который плохо сделал. Так достали, видно его, что он, чтобы отвязаться, вот так и сварил. А кто захочет хорошо работать просто так? Вон Макс что-то не торопится работать, хотя семья копейки считает. Нормальному мужчине было бы стыдно. А ему нормально!
a_vlad
Oct. 11th, 2013 07:11 pm (UTC)
Прав был старина Фрейд - есть сны дочка, просто сны :-)

С чего Вы взяли, что они стонут? Они блин Вас и Нас развлекают :-), и таким образом кстати тоже работают.

С чего Вы взяли, что ходить с детьми нельзя? У моего сына в выпускном классе преподавал учитель, который с женой 19 лет проходил на яхте, у них трое детей, двое старших в Канаде, а младшего они привезли на Мальту - сдавать выпускной экзамен, при этом все трое обучены экстерном на яхте ... Сейчас в разгаре учебный год - а в марине дети на перегонки гоняются и играют в прятки среди яхт ... бедные, бедные дети :-)



(no subject) - (Anonymous) - Oct. 13th, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
Иван Петров
Oct. 11th, 2013 07:07 pm (UTC)
Вы понимаете разницу между палаткой с Визбором у костра и океаном на плохом судне с детьми?!
Интересно. В том году читал про покорителей гор. В одном ЖЖ пара молодых покорителей взошла на 5 с чем то тыщ с грудником 8 мес. за спиной. В комментах от бывалых альпинистов,от опытных людей было знаете что? Их ругали на чем свет стоит! ВСЕ ругали. НИ ОДИН не поддержал.
a_vlad
Oct. 11th, 2013 07:18 pm (UTC)
А Вы понимаете - плохое судно или нет? ;-)

Ок, я конечно не самый главный мореход :-), но кое что видел - Британия, Бискай, Атлантика, вся Средиземка, это то, где я ходил на разных лодках в том числе 1976 года постройки. от 10 до 17 метров.

Так вот например старушка 1976г еще нас с Вами переживет, а ломается все - и в море деньги Вам не помогут, только руки. И уже не первый раз видно - что руки растут откуда надо.

Кстати о кострах и палатках - а приходилось по долгу (и далеко от трассы) бывать? или так пикничок с коньячком?

Если Вы сравниваете с горами и чекнутыми альпинистами :-) - то этот маршрут сегодня не тянет на 5000метров, скорее - перевал где нибудь на Алтае, на не самом новом автомобиле. Они идут избегая и зон и сезонов Ураганов, да в море может случиться всякое, но и в обычной жизни тоже.

30000 погибших в год на дорогах
Тысячи в год от алкоголизма
Тысячи от уличной преступности

Океан опасен - но не более чем вся наша жизнь.

И я не пою им диферамбов - и мне не интересны ауры и прочее, но Вам же не это важно, правда?

Edited at 2013-10-11 07:44 pm (UTC)
(no subject) - Иван Петров - Oct. 12th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kapitan_11 - Oct. 12th, 2013 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_vlad - Oct. 12th, 2013 03:23 pm (UTC) - Expand
kapitan_11
Oct. 11th, 2013 07:57 pm (UTC)
Для Иван Петров.

Я так думаю, что свои фантазии насчёт альпинистов - Вам лучше обсудить на форуме альпинистов.
Вне зависимости от того, был ли реально такой случай или - нет, он не имеет ни малейшего отношения к теме этого блога.

Я вполне понимаю разницу между палаткой и океаном, поскольку был и там и там.
А вот Вы ничего не понимаете в вопросах о которых берётесь судить.
Кто Вам сказал, что они на плохом судне - Вас обманули.

Вы специалист - судостроитель?
Сколько плаваний на яхтах Вы совершили?
Вы видели их лодку?
Вы можете сформулировать, в чём заключается "плохость" этого судна?

Ежели на самом деле - Вы не сможете отличить "гик" от "гака" а берётесь судить о лодках и океанах.



Edited at 2013-10-11 07:58 pm (UTC)
(no subject) - Иван Петров - Oct. 12th, 2013 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kapitan_11 - Oct. 12th, 2013 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Петров - Oct. 12th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_vlad - Oct. 12th, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_vlad - Oct. 12th, 2013 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virdgin - Oct. 13th, 2013 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kapitan_11 - Oct. 13th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virdgin - Oct. 14th, 2013 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - kapitan_11 - Oct. 14th, 2013 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_vlad - Oct. 13th, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
nikvk
Oct. 11th, 2013 08:03 pm (UTC)
Вот такие как эти ребята обычно и дискредитируют идеи семейных походов и путешествий. А некоторые еще и вообще институт семьи дискредитируют. Читал и знаю много таких безбашенных.

Как это вам не покажется странным, к Максиму и Наташе это не относится.

Вы видите проблему там, где сами придумали и сами поверили. И отойти ни на шаг не можете. Если есть настрой на конструктивный диалог и критику - так давайте на этом поле и дискутировать.

Делает это просто:
Делается табличка. в первой колонки прописываются риски, во второй - способы их минимизации, в третьей - что мы имеем по факту. После этого проводится критический анализ с рекомендациями.

То чем вы занимаетесь - это критиканство. И ваши действия, хотя может и благородны (с вашей точки зрения) но ничего не дают кроме враждебного отношения к вашей позиции и к вам. Остановитесь и включите конструктивный анализ.

И поверьте - мир вам сразу улыбнется.
(no subject) - Иван Петров - Oct. 12th, 2013 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikvk - Oct. 12th, 2013 01:21 pm (UTC) - Expand
jamesivanov
Oct. 11th, 2013 01:45 pm (UTC)
Сварка смешная
Халтура. Там и сварки-то не видать. Скорее на пайку похоже. Сварщик не расчитал, что металл деталей толстый и не успевает расплавится если быстро вести. Шов красивый но он с деталями чуть-чуть только связан. Сверху густо, а внутри - пусто. "Накапал" металлом поверх шва сбоку и все. Явный непровар, держалось на честном слове...
Стукнули бы хорошо кувалдой, как шов подостынет, оно бы и отвалилось сразу.


Edited at 2013-10-11 01:50 pm (UTC)
kapitan_11
Oct. 11th, 2013 03:05 pm (UTC)
Я не знаком с конструкцией этого автопилота.
Но, если сейчас перо держится на одном винте М8 (суда по фотографии) - то эта конструкция выглядит слишком сопливой.
По приходе в порт, её надо будет, конечно, усилить.
А сейчас стараться уцетровать яхту парусами так, чтобы снизить нагрузку на автопилот, насколько это возможно. Можно попробовать поставить резиновые оттяжки на штурвал.
Т.е. - надо постараться отрегулировать яхту так, чтобы она, хотя бы некоторое время, шла прямо без автопилота.

Насколько я понимаю, Вы сейчас идёте в бакштаг.
Очень многие лодки могут самостоятельно держать этот курс, если настроить паруса.
Тот же Слокам - вообще не имел автопилота.
bodhipbaha
Oct. 11th, 2013 04:12 pm (UTC)
Я думаю автопилот у них ломается не от постоянной нагрузки, а от ударов в него волн. Помогло бы крепление пера на пружинном амортизаторе от автомобиля.

А с удержанием курса без автопилота весьма правильный подход.
a_vlad
Oct. 11th, 2013 07:48 pm (UTC)
Нельзя, смысл автопилота - передавать усилие от ветра на перо руля.
Волны всегда сильнее ветра, так что амортизатор убьет саму идею автопилота, рыскать будет постоянно


Edited at 2013-10-11 07:48 pm (UTC)
ecuared
Oct. 14th, 2013 06:07 pm (UTC)
ну чо,
в течении многомесячного пребывания вэквадоре,
яхта грамотно подготовлена к тихоокеанскому переходу
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com