?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дневник Капитана. 10.10.2013

S7.37 W112.64
Идет пятнадцатый день перехода. До Маркизов остается 1533 мили. Часов через восемь будем праздновать проход половины пути. Последние двое-трое суток были весьма тяжелы для нас. Нет, какого-то особого шторма не было. Однако накопилась моральная усталость от зачастивших поломок. Сначала два порвавшихся надветренных штага, когда из за шквалов и волн я долго не мог начат починку, а только выходил контролировать состояние троса, с ужасом наблюдая, как каждый раз отрываются и вытягиваются все новые провлочинки из 19 струнного троса. При этом ночью, на порывах, когда лодку немилосердно закренивало на подветренный борт и вся бешенная нагрузка ложилась именно на эти тросинки, я судорожно прикидывал, что буду делать, если штаг-таки порвется, ослабит крепление мачты начнет бить по ней на ветру и волнах… Вспоминались наши коллеги-предшественники Саша и Серега, у которых случились проблемы с такелажем на этом же переходе.. Однако, мы зарифились, немного поменяли курс, чтобы снять нагрузку с поврежденного троса, и он выдержал.

Замена терминалов – зажимов, которые крепят трос к талрепу и борту, также далась непросто: я с большим трудом, используя тиски как пресс, смог выдавить старые концы троса из «нового типа» терминалов, с названием hi-mod, вспоминая старые добрые Norseman. Как же другие, у кого нет тисков, делают это в море..?? Странно было, что тросы, даже под огромной нагрузкой порвались?
Поразмыслив, мы списали это на то, что достались они нам вместе с мачтой от ее прежнего хозяина, которого посадили за наркоторговлю и который, возможно не менял такелаж много лет. К тому же мы вытащили мачту из воды, где она пролежала несколько дней, после того как яхту нашего незадачливого наркобарона сорвало с якоря в Панаме и выбросило на камни, где вскоре и разбило в щепки. Поэтому удивляться нечему: видимо, срок пришел этим вантам. Надо быть готовым заменить на Таити все четыре из них!

Итак, поломка автопилота несколько добавила напряжение, особенно в свете того, что предстоявшая ручная рулежка на две недели могла сделать этот переход ночным кошмаром, как и произошло с нашими давними приятелями-молодыми бельгийцами, маленькая и легкая лодочка которых отказывалась идти правильным курсом, в силу чего они рулили чуть ли не всю дорогу и потом красочно описывали, как их вымотал этот переход. Оба они, кстати, оказались по профессии медсестрой и медбратом, в силу чего легко нашли на Таити высокооплачиваемую работу и живут там уже три года. Они родили ребенка и продают свою яхту, видимо рассчитывая на накопленные деньги купить себе судно побольше. Иначе говоря, им удалось хорошо отдохнуть после их сложного перехода, и, более того, похоже, они дождутся на Папэтте нашего прихода!

Отдельное слово о погоде: вопреки безоблачному прогнозу, все последние дни дует крепкий ветер, перемежающийся шквалами и зарядами дождя. Ночью погода усиливается настолько, что со в дупель зарифленным гротом и маленьким бэби стакселем нас временами бортом кладет на воду и бурлящий поток прокатывается вдоль палубы, грозя затечь в каюту. В силу этого впервые последние несколько дней мы держим вход в яхту закрытым, а временами и надвигаем крышку… Что же будет в настоящий шторм..??

Из-за порывов ветра яхту сильно приводит и тогда мы слышим неприятную вибрацию бэби стакселя и выходим, пытаясь увалить лодку, поставив ее на правильный курс. Из-за порывов перо ветрового пилота бешено дергается взад-вперед, стучась о раму конструкции и грозя разломать себя напополам. Чтоб поставить лодку обратно на курс приходится давить руками из всех сил на румпель, помогая автопилоту. Иногда нас переваливает на другой галс и спасибо контр-оттяжке, удерживающей гик грота от переброса. Вчерашнюю ночь нам почти не удалось уснуть, под утро порывы стали столь зловещими, что пришлось выйти, чтобы взять последний третий риф, что в том состоянии погоды было уже совсем непросто и заняло у нас немалое время и сил.

Большую часть времени мы идем полными курсами бакштаг и фордевиндт, а вчера мы первый раз поставили сделанную мной еще в Панаме систему оттяжек маленького стаксель гика, что позволило выставить паруса «бабочкой». Из-за этих курсов появилось новое состояние внутри яхты: ее на больших волнах медленно качает вправо-влево, заставляя иногда валиться посуду и закрепленные под потолком в сетке фрукты.

Преизрядно нервирует отказ правильной работы анемометра, индикатора ветра.. Что-то в датчике: ветер свисти так, что срывает тент над кокпитом, а датчик показывает 5 узлов ветер или вообще ноль. Поэтом нам трудно оценить силу порывов, но порой мне кажется, что они достигают 30-40 узлов. По крайней мере, периодически срабатывает автоматический стопор ветрогенератора, когда он отключается на порывах ветра, а выставлен он, если я не ошибаюсь на 50 узлов.
Позавчера открылась загадка того, почему я не увидел ночной сухогруз на АИСе: кабель идущий на антенну вырвало порывом ветра и сигнал по-видимому не получался и не принимался, хотя сам прибор успокаивающе горел зеленым индикатором, показывая, что все ОК!

Из мелких поломок, сломалась красная лампочка ходового огня, да временами барахлит помпа забортной воды в раковину. То, что измотало нас в конец, это необходимость после каждого мытья посуды выносить три ведра воды из раковины.. мы недобрым словом поминаем Рона Ами, спроектировавшего яхту так, что даже при небольшом крене на правый борт в раковину затекает вода, что приводит к тому, что вода на волнах выплескивается и течет по полу.. Спасает сделанный мной в Эквадоре кран, который мы держим закрытым. В силу этого после помывки посуды нам приходится вычерпывать воду в ведро и пробираться с ним на качке через всю яхту к выходу, через играющих детей и расставленные повсюду компьютеры с риском расплескать все на жилом пространстве. Затем по крутой лестнице ведро поднимается на палубу и выплескивается за борт. И так три раза.. Эх, вспоминаю наш катамаранный опыт, где такие проблемы неизвестны!!

Последнюю неделю качка такова, что спать в рубке на нашем привычном месте вдвоем стало невозможно: спящему надо во сне распираться, чтобы не кататься с боку на бок, и второй человек делал сон невозможным. Поэтому мне пришлось организовать новое спальное место на полу в задней каюте. Сама кровать там плотно занята четырьмя велосипедами, парусами, гитарами.. Расположиться удалось в проходе между кроватью и стенкой. Место оказалось узкое и короткое. Первые пару дней я спал полусидя, либо лежа головой на ступеньках в каюту, в результате чего шея быстро затекала.. Потом я додумался спать головой в другую сторону, а Наташа вчера придумала класть на пол не одну, а две сидушки, что поднимало пол и удлиняло пространство. Это оказалось выгодное местечко: стенки подпирают тебя с обеих сторон и можно не бояться куда-либо укатиться. Дети спят в своей каюте за сеткой и вполне счастливы этим.
После случая с незаметно подкравшимся сухогрузом, я увеличил охранную зону радара до трех миль, и мы стали с Наташей несколько раз пробуждаться ночью и обозревать наружность. Это нужно все-таки не столько, чтоб не въехать в кого, но чтоб проконтролировать курс или поставить яхту на нужный угол к ветру.

Сегодня, после самой, пожалуй, неприятной ночи в нашей жизни, погода преизрядно наладилась: на небе не облачка, воздух с уходом от континента Америк наконец заметно потеплел, шпарит солнце и крепкий ветер дует ровно, без порывов. Появилась кое-какая живность: море вокруг нас прорезают стаи летучих рыб, одну из которых я сегодня уже подобрал с палубы и бросил в море. Наташа утром видела невероятно громадную черепаху, по уверениям, метра два-два с половиной в диаметре (откуда она здесь взялась?). Повсюду летают чайки и какие-то еще маленькие птички (как им удается выжить в полуторатысячах миль от суши?). Мы заметили зеленых дорад, идущих рядом с бортом яхты. Борт, кстати, чрезвычайно зарос водорослями и я беспокоюсь, как бы не заросли также и отверстия для трюмных и прочих помп!
Сегодня утром я побудил Наташу в первый раз отдать риф на гроте самостоятельно и вскоре пожалел об этом: дул сильнейший ветер, парус трепался на ветру, а Наташа делала все невероятно долго.. Однако, первый опыт получен, лиха беде начало! Я хотел добавить Наташе мотивации, сообщив, что если меня, например, вдруг сдует за борт, она должна уметь довести лодку с детьми до гавани одна. Но, подумав, я воздержался от такой мотивировки.

IMG_2469-1

Вчера вечером мы вместе с детьми пели песню под гитару: каждый по кругу заказывал пеню, все пели, а дети неистово плясали, нисколько не смущаясь качкой. Вечером был осуществлен, так чаемый ими, совместный просмотр мультика про трех богатырей, а сегодня, после традиционных утренних классов домашней школы, которые Наташа не прерывает ни при какой погоде, они сидят и, меняя один компьютер на другой, играют в образовательные игры, уже, по-видимому, близко подбираясь к временному лимиту, который я выставил дня них на всех трех машинах!

Только что я закончил отвечать на письма от других участников нашего маленького флота, идущего на Маркизы. При помощи Джо, участвующего в круизных сетях, мы узнали, что, не считая нас, в пути пять лодок плюс три уже только что прибыли. Причем одна из них пришла на Архипелаг Гамбье, самую южную часть Полинезии. Все яхты движутся быстрее нас и недоумевают, что это мы тормозим (Джо даже спросил, какой у нас тип судна).
Крис нас подбадривает, сообщая потрясающую информацию, что на Маркизах повсюду произрастают разнообразные фрукты, которые можно просто сорвать с деревьев в большом количестве. Сам Джо приглашает нас в очередной раз связаться с ним по радио. Пока нам не везет с этим: нас снова не слышно при перекличке в сети, а мы слышим только ведущего, но не другие яхты. Однако, сегодня попробуем еще раз! Также мы с нетерпением ждем письмо с Таити с информацией по важнейшему вопросу – получению продления нашей визы! Завтра будем праздновать проход первой половины пути и дети уже придумывают праздничные мероприятия и интересуются насчет праздничной одежды!

Мы благодарны всем, кто поддерживает нас в комментариях на ЖЖ и присылает нас СМСки на спутниковый телефон! Это очень приятно! Спасибо! Приключения продолжаются!
promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Oct. 11th, 2013 09:23 am (UTC)
Ну вот щас петровы начнут вонять типа "ага, вот оно, мы же говорили, пожалейте детей!" :)

А так, катамаран рулит, вы бы совершенно спокойно шли бы себе без напряга в такую погоду, и даже не представляли себе, что в монохолле может быть так плохо. Так что ставьте себе намерение - пересесть на нормальный кат! :)
kapitan_11
Oct. 11th, 2013 10:16 am (UTC)
Насчёт петровы, тут уж ничего не поделаешь - бог им судья.

А вот насчёт каматарана - это не факт. И моно и като - имеют свои плюсы и минусы.
Для похода в отдалённые места, где нельзя рассчитывать на постороннюю помощь, да ещё и с ограниченным экипажем - я предпочёл бы моно.

При отсутствии круглосуточной квалифицированной вахты - вполне можно пропустить опасный шквал.
Однокорпусную лодку, при этом - положит парусами на воду, но потом она сама встанет.
Катамаран, в таком случае - может перевернуться. А это чревато гибелью экипажа.
Такие случаи были.

Edited at 2013-10-11 10:58 am (UTC)
(Anonymous)
Oct. 11th, 2013 07:21 pm (UTC)
Сколько их было? Давайте попробуем посчитать. Такие, чтобы именно от ветра кат опрокинуло. Лично я знаю про один. У Ниуэ перевернулся 50-футовик не так давно, ну тут как всегда - вина экипажа, банально профукали погоду и не успели убрать паруса. Причем, тот кат был достаточно легкий, в этих же условиях какой-нибудь Лагун или Привиледж даже не пошевелился бы. Мораль такова - следите за погодой, черт побери, вовремя берите рифы! И может быть есть смысл не пожалеть немного денег на современные системы предотвращения опрокидывания и аварий? Уже есть, стоит в переделах пятерки килобаксов, если кто-то покупает кат за пол ляма, можно и пятерку накинуть. Система датчиков следит за: креном (продольным и поперечным), напряжениями такелажа, ветром, и чем угодно еще, к примеру датчиками МОБа. В случае проблемы (напряжение вант превышает заданные лимиты, или начинается переворот), система мгновенно отпускает паруса (как это правильно называется по-русски, я не знаю) (там модифицируются лебедки и стопоры). Нагрузки сразу исчезают и авария не происходит. Система изначально проектировалась для гоночных яхт, которые особо подвержены такого рода шняге по объективным причинам, но потом ее начали внедрять в обычные круизерские лодки. Уже есть каты, где это стоит по умолчанию как стандартная фишка (automatic sail management).

Вы поглядите на ютубе видео катов в шторм, весьма поучительно. К примеру: youtube. com/ watch? v=WFqm48C2BPk (пробелы убрать). Как справедливо написал человек в комментах, в этих условиях на монохолле было бы жопа. Или вот еще один - youtube. com/ watch? v=NRlfRodHgZo :)

Так что, при нормальном, аккуратном управлении катом, в шторм он гораздо, просто в разы более надежен и уж вообще несравнимо более комфортен, чем моно. А что переворачиваются (все про это говорят, но случаев почему-то реальных не приводят, так, на уровне своих страхов) - ну так сдуру можно и член сломать, ясное дело. Следите за погодой, не увлекайтесь гонками и серфингом на волнах, берите рифы вовремя и консервативно, и вы никогда - вообще никогда - не перевернетесь.

Насчет того что моно в тех же условиях "сам встанет" - ага, если не затонет. А уж если тонут, то тонут они почти мгновенно. В отличие от ката которые не затонет никогда, и можно спокойно в относительном комфорте дождаться спасения внутри и потом выйти через запасные люки.

Я ходил на моно начиная с 15 лет, и к ним привык и люблю, и все такое, но все же я предпочитаю комфорт и "ровный пол" ката. Не говоря уже о всех остальных плюсах в виде изобилия места итп. А минус всего один - дороговизна лодки. И почему-то, как ни странно, люди, всю жизнь проходившие на монохоллах, попробовав кат, и перейдя на него, на моно не смотрят уже больше никогда. Странно, да? :)
sailorvk
Oct. 12th, 2013 03:58 am (UTC)
пой ласточка, пой :)
kapitan_11
Oct. 12th, 2013 08:11 am (UTC)
Я с Вами согласен.
В благоприятных условиях, катамаран обеспечивает большую скорость и комфорт.
Однако, давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Начнём с безопасности в экстремальной ситуации.
Давайте сравним диаграммы остойчивости катамарана и килевой яхты. У катамарана максимальный восстанавливающий момент получается при крене близком к нулю гр. При увеличении крена - он быстро уменьшается. А при крене больше 90гр. восстанавливающий момент становится отрицательным и быстро увеличивается при дальнейшем увеличении крена.
Из этого следует, что если кренящий момент превысит максимальное значение - катамаран резко переворачивается. Происходит это очень быстро, чему я сам был свидетелем.
То же самое произойдёт если катамаран будет перевёрнут волной.
С такой аварией экипаж не может справиться своими силами. Это означает - неизбежность потери лодки. А в районах диких (там, где нет спасательных служб) - весьма велики шансы гибели экипажа.
Кстати - то же самое относится и к тримаранам.

У килевой яхты восстанавливающий момент с увеличением крена увеличивается до крена примерно 90гр. Дальше момент уменьшается, но у правильно спроектированной яхты положительные значения момента сохраняются до углов крена близким к 180гр.
Учитывая, что кренящий момент от парусов с увеличением крена уменьшается - при каком- то крене эти моменты обязательно сравняются.
Даже если килевая яхта будет перевёрнута волной - то она всё равно встанет на ровный кили. И таких случаев известно очень много. Иногда - повреждения были столь незначительны, что лодки следовали по маршруту не заходя в порт для ремонта.

Если исходить из того, что океан в любом случае сильнее, то приходится признать, что в экстремальной ситуации - килевая яхта надёжней.

Конечно, при постоянном аккуратном управлении катом, он может ходить даже в достаточно кислых условиях, но вопрос в том - откуда взять это постоянное и аккуратное управление при семейном экипаже? Фактически - это почти одиночное плавание при котором круглосуточная вахта, даже теоретически невозможна.
Не следует так же забывать, что для семейного экипажа - безопасность стоит на первом месте.
Собственно, поэтому я и сказал, что для такого плавания - я предпочёл бы килевую яхту.

Ну и помянутый Вами вопрос стоимости - тоже имеет значение.
Откуда, скажите на милость, у наших путешественников возьмутся - "пол ляма"???


Edited at 2013-10-12 08:13 am (UTC)
lissius
Oct. 12th, 2013 04:05 am (UTC)
Пристегивайтесь к лодке, чтоб за борт не выпасть! Хорошая практика, которой часто незаслуженно пренебрегают...
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Page Summary

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com