?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я долго думала, следует ли описывать этот случай и размещать текст в жж. Ведь нашей целью отнюдь не является запугивание людей, подумывающих о семейных яхтенных путешествиях. Скорее наоборот, мы утверждаем, что круизинг может быть исключительно приятным и творческим образом жизни. Но, в конечном итоге, я приняла решение быть откровенной. Любой путь может таить в себе подводные камни, угрожающие стабильному существованию. Хотелось бы только оговориться, что ситуации, подобные описанной ниже, могут не произойти никогда, и являются по определению экстремальными. Как например, если брать аналогии из земной жизни, пожар или прорыв горячей трубы с фонтаном до седьмого этажа, которые являются случаями крайне опасными, но, слава Богу, весьма редкими.

А что касается прозошедшего с нами, то, наверное, мы рассматриваем как испытание. Испытание на выносливость, своеобразная "проверка на вшивость", задачей которой является выявить "слабые узлы" техники и человека.


В тот вечер мы вполне весело добрались до нашего любимого острова Табога

(см. предыдущий пост http://krugosvetka-spb.livejournal.com/14675.html), где планировали провести дня четыре, а после – вернуться на место постоянной дислокации в Панама-Сити. На Табоге http://krugosvetka.org/dnevniki-krugosvetki/na-taboge-rabota-i-otdich.htmlмы провели в совокупности не один месяц, и отлично знаем все особенности тамошней якорной стоянки. В этом году местные Боги сменили в отношении нас милость на гнев, и именно здесь месяца полтора назад произошел уникальный драматический случай, когда нас сорвало с якоря и нанесло на другую яхтуhttp://krugosvetka-spb.livejournal.com/6509.html . За все время путешествия произошло такое с нами впервые, и мы восприняли эту ситуацию очень серьезно как с точки зрения знаков мира, так и с точки зрения ответственности за повреждения на второй яхте  . В этот раз мы пришли для того, чтобы закончить с ремонтом пострадавшей яхты, установив на нее отремонтированный бушприт .


Около шести часов мы забросили якорь, и быстро поехали на располагающийся напротив пляж, чтобы кратко искупаться, смыть с себя некоторое напряжение перехода, и вернуться до темноты. C пляжа Максим увидел ЭТО. Выглядело ОНО устрашающе, и имело вид черной тучи, которая шла на нас с юго-восточного направления. Что казалось странным, так это тот факт, что дул юго-западный ветер, но туча шла навстречу ветру, как бы игнорируя законы природы. Это могло означать, что туча несет нечто, имеющее достаточно сил для того, чтобы противостоять доминирующему ветру.


Для нас приход какого бы то ни было «пендыря» с юго-восточного направление был крайне нежелательным. Дело в том, что именно в этом направлении располагался открытый океан, в то время как со всех других сторон мы были защищены островами. Мы специально забились в самый угол острова, встав довольно близко к берегу, чтобы иметь защиту от ветров преобладающего в это время спектра. Та туча, которая шла на нас сейчас, могла нести ветер, который пришел бы с открытого океана, что неминуемо означала высокие волны. Нас бы при этом развернуло кормой к берегу. Ко всем прочим бедам добавился максимальный отлив, в результате чего под нами было три метра воды, что, в общем-то, нормально, но в случае высоких волн, все- таки маловато.
Макс заметил тучу издалека. Он стал нервно ежится и довольно быстро организовал завершение купания. Впрочем, надвигались сумерки, и в любом случае пора было ехать назад. Что касается тучи, то казалось, что она достаточно далеко, и Максим предположил, что, скорее всего, она до нас не дойдет – ветер-то был ровно с противоположной стороны.


Небольшое пояснительное отступление. С точки зрения организации пространства парусное судно, на котором живут, особенно, если там живет семья с детьми, имеет два состояния: состояние стоянки и состояние перехода. Во время стоянки на яхте происходит просто жизнь со всеми ее составляющими: разбросанными игрушками, разложенными компьютерами, инструментами, ящичками, коробочками, зарядниками и еще тысячей разных вещей и вещичек, которые при подготовке яхты к переходу должны быть убраны на свои места и тщательно закреплены. Потому как море – это море, ситуации там могут возникнуть разные, дунет-плюнет морское Божество, и поднимутся волны, и вот тогда тогда… Все, что не было примотано и убрано за перегородки, в ящики со щеколдами окажется на полу, и еще, не дай Бог, падая, зацепит кого-нибудь. А когда приходят волны и тебе уже и так несладко, падающие на пол книги вперемежку с чаем и гаечными ключами, бодрости не добавляют, но напротив, могут деморализовать экипаж, скорее всего и так уже с трудом противостоящий приступам морской болезни.


Напомню, что накануне нашей поездки на пляж мы только-только бросили якорь, закончив переход от Панамы до Табоги, причем переход с элементами спортивного, с такими удовольствиями, как серфингование на волнах и закладывание яхты на бок. Это означало, что лодка по организации пространства находилась в состоянии «море». Тенты были сняты, вещи убраны и закреплены. Забегая вперед, скажу, что это спасло нас от погрома.


Приехав с пляжа, мы бросились убирать паруса, а в мои задачи еще входило накормить уже давно голодных детей, что мне никак не удавалось сделать во время перехода, так как руки мои были заняты в основном штурвалом. Я скоренько достала йогурт и сунула детям, после чего бросилась помогать Максиму убирать паруса. А сделать это следовало как можно быстрее, потому что туча шла на нас. По мере приближения она становилась все более грозной, расширяясь и захватывая собой все большие участки голубого неба. Времени для того, чтобы уйти на другую сторону, у нас уже не было.


Мы начали зачехлять грот, я сидела на гике и застегивала чехол, а Максим запихивал в мешок стаксель. В этот момент все и началось. Дунуло резко и сильно. Как раз со стороны ровно противоположной доминирующему ветру. Нас сразу же развернуло кормой к берегу. Сидя на высоком гике, я почувствовала себя неуютно – тьма накрывала нас. Ветер завыл, и меня стало сдувать. Прижавшись к мачте, я сползла вниз, оставив чехол незастегнутым.


В общем-то, мы уже привыкли к шквалам. Обычно они приходят вместе с темными тучами, сильный ветер дует минут десять-пятнадцать, а потом природа, как бы разрядившись, успокаивается. Но сейчас ситуация была особенной – шквал пришел с самого неблагоприятного для нас направления. В принципе, мы были во всеоружии. Мы забросили два тяжелых якоря на одной цепи, длиной метров 40. Преимущества такой техники заключается в том, что один якорь прижимает другой и не дает ему двигаться. У нас стояла стопорная веревка, крепкий стопорный крюк. Были сняты все тенты, которые потенциально могут создать парусность.
Ветер дул и свистел, мы оттащились на цепи и встали. Наш прибор показывал 19 узлов, что было терпимо. Если бы все ограничилось только ветром…, но как наступившая осень всегда приносит холода, ветер с моря всегда приносит волны. И они не заставили себя долго ждать. Лодку сначала стало покачивать, потом раскачивать сильнее. После пятнадцати минут шквала ветер начал стихать. Появилась надежда, что все заканчивается, ведь так бывало довольно часто, шквалы здесь никогда не бывали длинными.


Но вдруг кто-то сверху как будто включил рубильник. Ветер резко усилился, и вслед за ним волны. Уже давно работал мотор, мы все интенсивнее подпрыгивали на волнах. Уже было темно, и шел дождь. Вглядываясь в грозное темное небо, я чувствовала напряжение, сковывающее все тело. Шквал не проходил, он усиливался. Становилось все страшнее. Волны нарастали, нас бросало то вверх то вниз, яхта подлетала и падала, как хвост взбесившейся змеи.


Внезапно в поселке погас свет. Теперь все события разворачивались в окружавшей нас темноте.


«Смотри на эхолот» - сквозь свист ветра прокричал Максим, «контролируй глубину». Эхолот показывал, что под нами три метра. Внезапно раздался какой-то скрежет, в такт которому завибрировала лодка. И вслед за этим – голос Максима: «Ой-ой-ой, врубай передачу, поехали». Это означало, что там с якорной цепью или с якорем что-то произошло. Возможно, пополз якорь, разбираться было некогда, я включила передачу, которая сейчас включается только внутри, и бросилась в кокпит на штурвал. Команда «врубай передачу» означала, что мы будем помогать якорной системе мотором – держать лодку против ветра и волн.


Обычно, это является моей задачей, поэтому дополнительных команд я не ждала, через секунду я уже бешено крутила руль. Дело в том, что на нашей яхте стоит гидравлический привод рулевого управления, и для того, чтобы сделать полный поворот руля нужно крутануть штурвал раз шесть – особенности гидравлики, которая, в общем-то, сильно облегчает управление тяжелой лодкой, но в ситуации, где яхту требуется удерживать на очень четком «милимитражном» курсе, заставляет потрудиться. Очень легко перекрутить руль, в результате чего лодка уходит вправо или влево, откуда, при сильном ветре, выправить ее довольно сложно.


Уже позже Максим рассказал мне, что причиной того, что он решил встать на мотор, и на моторе противостоять волнам, была порвавшаяся стопорная веревка, которая снимала нагрузку с якорного барабана и с бушприта. Сила рывков была такова, что яхтенная веревка, толщиной полтора сантиметра в диаметре, лопнула, и тогда вся давление от рывков цепи попало на барабан накрутки цепи, не рассчитанный на такую нагрузку. От сильнейших рывков барабан стал раскручиваться, и цепь отдаваться. Закрепить цепь, намотав ее, например, на якорную лебедку, было невозможно, сила рывков двадцатитонной яхта, подпрыгивающей на волнах, раскурочила бы лебедку до того, как шторм успел бы закончится.


Тогда Максим подготовил новую веревку, на которую надел запасной крюк. Крюком он зацепил цепь, и был готов, в случае, если мотор не справится, набросить стопорную веревку на утку. Это была бы крайняя и отчаянная мера, в таких условиях завести веревку правильно, пропустив цепь посередине и посадив веревку на две утки, было невозможно. Пришлось бы вести веревку с одной стороны и крепить только на одну утку. Но это была стратегия крайнего случая, а пока мы стояли на моторе, я сидела на штурвале в кокпите, Максим – на носу с заведенной страховочной веревкой в руках.


А шторм не утихал, ветер дул и нагонял с моря все бОльшую волну. Лодка уже рыла носом, вода перекатывалась по палубе. Отдельные волны достигали двух метров. Перед моими глазами был прибор, измеряющий силу ветра, ветер дул 19 – 20 узлов с порывами до 25. Рядом с нами на одном буе стояли три заброшенных катера, с которыми мы оказались на одном уровне. Они были ориентиром, пометкой уровня, на котором нас застопорил наш якорь. Если бы мы оказались ближе к пляжу, по катерам это стало бы понятно. Хлестал дождь. Меня трясло то ли от холода, то ли от нервного напряжения.


Уже давно снизу слышались звуки падающих вещей и визги детей. Но пока детям было весело. Они возились на диванчике, периодически информируя меня о том, что именно упало. Первым был стакан с йогуртом, потом в йогурт полетел свежеиспеченный хлеб и тарелки. Потом упала банка с йогуртом на кухне, скороварка со свекольным отваром, какие-то бумаги. Нарочито спокойным голосом я кричала детям, что все в порядке, и что не надо ни на что обращать внимания, потому что все это - ерунда. И это была правда, если даже перебьется вся посуда, это будут сущие пустяки по сравнению с тем, чем нам угрожали с усиливающийся нагонный ветер и волны. Плохо было то, что разбился стакан, так как осколки стекла разлетелись по полу, и это означало, что детям следовало оставаться на диванчике.

IMG_8472

Детей менеджировал Максим. Он переместил их на кровать, и они продолжили свою веселую возню там, до меня долетали только отзвуки бурных детских игр. Я же, вцепившись в руль, пыталась удерживать сошедшую с ума яхту против волн. К этому моменту нас трепало уже по полной программе. В фокусе моего внимания было три вещи – положение лодки и штурвал, скорость ветра и наш уровень в отношении трех, чудом выстаивающих на буях катеров. Я ничего не знала о порвавшейся веревке, о наших якорях, все мои силы уходили на то, чтобы выправлять встающую боком к волне яхту. Океан безумствовал. Прибор регистрировал порывы сначала 25, потом 27, потом 29 узлов. Потом 25 узлов стало уже не порывом, а постоянной скоростью ветра. Но это была бы не беда, если бы не волны. Они вставали где-то перед нам и с белыми барашками на гребнях, а потом набрасывались на нас. Когда они били нас в борт, яхта перекатывалась, падала на бок вставала. Я цеплялась одной рукой за леера, другой – за руль. Волна подходила, потом била в борт, оставляя на палубе перекатывающуюся воду. Шторм застал меня в коротком платье, так я и выскочила в кокпит, где теперь сидела под дождем и ветром , крутила руль и думала.


Я думала о том, когда же это кончится. Я пыталась представить себе ситуацию, где все уже прошло, где нет волн и ветра. Я заглядывала внутрь себя, чтобы обнаружить в глубинах подсознания существовавший, я была уверена в этом, ответ на вопрос: «СМОЖЕМ ЛИ МЫ ВЫСТОЯТЬ?» Удержат ли нас наши два якоря, выдюжит ли ревущий на самых полных оборотах мотор? И если нет, то что будет тогда? До берега было метров пятьдесят, а до камней – метров семь. Если не выдержат якоря или цепь, заглохнет мотор, то с таким ветром через считанные секунды мы окажемся выброшенными на берег. Что делать, в случае, если нас понесет? Где детские жилеты? Один здесь, под рукой. Другой? Максим, кажется, сказал, что два жилета унесло ветром, потому что они лежали в чехле главного паруса, который я не успела закрыть. Так, значит для одного ребенка – жилет, для другого - спасательный круг. Хотя зачем круг, наверное, мы останемся на яхте, нас выбросит на берег, яхту положит на бок, и тогда мы сможем выйти. Если вдруг нас понесет, я все бросаю, и бегу за детьми. Дети, о Боже, если бы мы были одни, я восприняла бы все это, как приключение, думаю, да, мне хватило бы авантюризма. А что станет с яхтой, если ее выбросит на берег? На такой волне это не произойдет мягко. Я представила себе втыкающийся в дно киль, удар, падение на бок. Все внутри похолодело. Да, многое зависит от того, куда выбросит. Если на камни, то плохо, очень плохо. Если на песок, тогда может яхта и выживет. От удара лопнут тросы и свалится мачта? Возможно. Захочу ли я после такого пережитого опыта еще путешествовать на яхте? Не знаю.


Пробегавший мимо Макс, который регулярно перемещался из кают-компании на палубу, бодро посмотрел на меня и, прервав мои размышления, сказал: «Все хорошо! Отлично стоим!». Если честно, я ему не поверила. Я подумала, что он просто в своем духе хочет меня приободрить. «Наверное» - сказал он, «я буду вынужден отсоединить яхту от якоря с цепью, после чего мы уйдем в море». Это звучало так устрашающе, что сначала я даже побоялась подумать о таком раскладе.


Сейчас у нас была двойная страховка - якорь и цепь. (Тогда я еще не знала, что из-за того, что порвалась стопорная веревка, мы давно уже стоим на моторе, а якорная цепь натянута и уходит вниз под лодку ). А если мы отрежем цепь, у нас останется только мотор. А я не очень верила в технику. Мотор – штука капризная, так думалось мне, а если он перегреется на таких оборотах, либо от наклона яхты подсосет воздух, к тому же кругом понатыканы буи – а как намотаем веревку на винт, и все, трендец, парус ставить бессмысленно, не хватит угла, без якоря нас ничто не удержит, мы окажемся на берегу. Я вообще не очень-то верила, что наш мотор сможет вывести нас против таких волн. Впрочем, в то, что на такой волне нас удержит якорь, я тоже сомневалась. Единственное, в чем я не сомневалась, это в себе и в Максиме, я знала, что в нашем случае человеческий фактор не подведет.
Ветер клонил яхту на бок, я, вцепившись в леер, то молилась, то кричала. В ревущую темноту я выкрикивала проклятия и грязные ругательства, которые знала. Я орала, что не на таких напали, я посылала стихию в известном направлении, потом снова молилась. Максим тоже молился, я знала это.


Тем временем, мы продвинулись вперед. Максим сбавил газ, чтобы нам не въехать в свингующую впереди на буе Палому, опыт столкновения с которой мы уже имели. Как только он сбавил газ, нас сразу поставило боком к волне и понесло на берег. Складывалось ощущение, что силы мотора не хватает на то, чтобы справиться с порывами. «Разворачивайся через правое плечо» - крикнул Максим. Я вывернула руль вправо, и яхта в течение какого-то времени шла прямо в черневший впереди берег. О Господи, думала я, ну давай же, родная, поворачивай! И она повернула, и мы снова встали в исходную позицию. Подобный маневр мы повторили еще пару раз.


«А ты видела, что наша лодочка перевернулась?» - крикнул Максим. Я повернулась, и, обнаружила, что наш тузик вместе с мотором плавает вверх дном, как дохлая рыба. Верхняя часть мотора при этом полностью скрылся под водой, над водой торчала только его подводная часть.


«Все, я отвязываю тузик, отцепляю цепь, и мы уходим» - крикнул Максим. «Я вижу, что мы пройдем». Он привязал к тузику якорек и бросил в море.


С момента, как наш мотор пережил капитальный ремонт, который был проведен руками Максима, мы еще ни разу не давали ему полных оборотов. Это было страшно – движок ревел как раненый зверь и, казалось, должен был перегреться. Фактически, мы не знали, как он поведет себя в ситуации длительной эксплуатации на полных оборотах, и вот теперь настал момент это проверить. От мотора зависело все – выдюжит, спасем яхту, нет – лучше об этом не думать.


Сейчас мотор работал на полных оборотах уже около часа. Шторм был аномально затяжным. Сколько еще нам предстояла выжимать обороты из нашего двигателя, было неизвестно.


Вся ситуация разворачивалась напротив основного и единственного причала поселка. К понтону подходило пассажирское судно. Господи, что он делает. Пятидесятиметровый корабль швыряло на волнах, он подскакивал и падал вниз. Попытка развернуться и подойти к причалу была обречена на провал. Только бы у них хватило мощности двигателей, иначе их снесет на нас, думала я. Довольно быстро капитан корабля оставил безумную попытку пришвартоваться, и начал отходить от понтона. Два дня спустя капитан судна, наш давний знакомый рассказал Максиму, что владельцы судна заставили его выйти в море, чтобы забрать с острова каких-то важных людей. Поездка была безумной. Он поломал себе оба руля и шел обратно без рулей, только на моторах.
Тем временем волны достигли двух с половиной метров. Корпус стоящей впереди на буе яхты иногда полностью скрывался в волнах, а мачты ее в темноте не был видно.


Максим скрылся в глубинах яхты. Он отправился резать веревку, соединяющую цепь с яхтой. На кровати, точнее уже под кроватью он обнаружил свалившихся детей. Под детьми был вывалившийся ящик с книгами.

IMG_8389


Максим перенес детей на вторую кровать и задернул сеткой. Дети были вполне веселы и лишних вопросов не задавали. Вскоре Максим показался на палубе.


«Все» - сказал он, «я перерезал цепь. Теперь у нас только мотор». У меня мелькнуло в голове что-то про момент истины. Гарантии, что мы сможем пройти против волн в два с половиной метра и ветра в 19 узлов, не было никакой. Но, следовало попробовать. И мы пошли. Медленно-медленно, мы пробирались вперед. Нам никак не удавалось отойти от Паломы, и Максиму пришлось на короткий момент убрать газ, чтобы нас отнесло назад, и дистанция между нами и Паломой увеличилась. Нас отнесло назад, после чего мы продолжили наше черепашье движенье. К нашей радости, движек тянул. Медленно, но все же мы шли. «Ну, давай родной, не подведи» - бормотала я. Только бы не намотать на винт веревку какого-нибудь буя. В конце концов, хватит уже на сегодня неудач.
Нашей задачей было обойти прилегающий к Табоге полуостров, и спрятаться за него. До безопасного места нам надо было пройти метров 200. И мы шли, клянусь Богом, мы двигались, почти ползли, но продвигались вперед. Вскоре мы миновали зону буев, прошли вдоль скалистого берега, и завернули за остров. Здесь волны были уже гораздо меньше, еще триста метров, и их почти совсем не стало. Мы подошли к бую, и, сделав пару оборотов, поймали его. В это трудно было поверить, но мы были в безопасности.


Напряжение постепенно спадало. Я пошла к детям и вынесла им огромную благодарность за безупречное поведение в сложнейших условиях. Ксюша стала рассказывать, как падали вещи, а она пыталась их спасти. Покормив детей чем-то на скорую руку, я уложила их спать. Пол лодки был усеян осколками стаканов и был облит йогуртом. Я, а потом Максим сразу же порезали себе ноги, наступив на стекло, но все это было сущей ерундой.


Когда я вышла на палубу, Максим сообщил, что расслабляться рано. «Похоже, ветер заходит на свое обычное направление, и тогда он придет на эту сторону. Возможно, нам следует вернуться обратно». Вопрос был в нашем тузике. Мы не знали, смогла ли наша лодочка удержаться на якорьке, или ее сдуло на берег. Следовало ее немедленно спасать. Первым вариантом организации спасения лодки был следующий: мы берем пустую канистру, засовываем в нее инструменты и фонарик, после чего Максим с канистрой плывет на берег и ищет лодочку. Вариант был отвергнут Максимом ввиду сложности вернуться на берег против сохранявшегося ветра.


Поразмыслив, мы решили на яхте вернуться на другую сторону острова, после чего снялись с буя и направились на место развернувшейся час назад драмы. Все еще покачивало. Наш тузик был на месте. Он плавал вверх дном рядом с тремя выжившими катерами.

IMG_8400

Мы подошли к тузику и, в темноте маневрируя в каком-то метре от катеров, багром подхватили веревку лодочки и перевязали ее на яхту. Якорь вытащить не удалось, нас почти нанесло на катера, но Максим успел привязать к якорю опознавательный буек. После этого мы поймали большой причальный буй и привязались к нему. Дети мирно спали. Мы навели порядок, помыв пол и попадавшую посуду. К счастью, разбилось всего пара стаканов.

buria vnutriIMG_8385

Наутро Максим нырнул с аквалангом и нашел нашу цепь. Мы вытащили ее на яхту, после чего подняли первый якорь и отпустили буй. Больше всего пострадал наш бушприт. Дело в том, что конструкция нашей яхты такова, что якорь сбрасывается и поднимается не с корпуса, как это происходит у большинства яхт, а с бушприта.

IMG_8408

Поэтому, когда стопорная веревка порвалась, вся нагрузка пришлась на бушприт. В нескольких местах старая нержавейка треснула, трубы диаметром 4.5 см в нескольких местах погнулись. Погнулась и цельнолитая нержавеющая труба, уходящая от бушприта к корпусу. Погнутость трубы особенно напугала Максима. Труба эта, учитывая особенности конструкции нашей лодки, играет важнейшую роль. Дело в том, что на бушприт у нас закреплен форштаг, и, если не дай Бог, обламывается бушприт, то форштаг теряет опору, а это уже чревато падением мачты. Так вот эта самая труба распирает бушприт, не позволяя ему прогибаться вниз, когда поднимается якорь, и задираться наверх, когда натягивается форштаг. Сейчас палка была погнута, соответственно, как форштаг, держащий мачту, так и нагрузка при поднятии якоря легли на бушприт, который еще и треснул. Нужно было срочно выгибать трубу и заваривать бушприт.


Помимо бушприта пострадала лодочка. Во время перетурбаций, которые пришлось перенести нашему тузику, сорвало идущий по ободу всего корпуса зажим, стягивающий верхнюю часть корпуса с нижней. Лодка выглядела, как просящий есть ботинок. В открытый рот набралась вода. С помощью лебедки мы перевернули отяжелевший тузик, и уже на пляже соединили две части, натянув зажим.


Лодочный мотор, который провел под водой пару часов, Максиму удалось реанимировать. Он промыл его сначала пресной водой, потом маслом, и наш Ниссан заработал, как будто бы и не было у него опыта погружения.

IMG_8406

Слегка зализав раны, на следующий день на моторе тихонечко-легонечко мы допехали до Панамы. Едва бросив якорь, Максим отправился в ближайший магазин морских товаров, где купил специальную якорную веревку, шесть метров которой стоили 60 долларов. Да, это немалые деньги, но в нашем случае на эти три метра веревки ложится весь вес яхты, и если веревка не выдерживает, нагрузка падает на бушприт, являющийся слабым звеном всей конструкции, а также на яхтенный барабан. Эти минус шестьдесят долларов мы как-то переживем, но зато оградим себя от подобного рода ситуаций.


Это происшествие в очередной раз отдалило нас от выхода в океан, к которому мы были уже практически готовы. Но мы все-таки надеемся, что ремонт бушприта не задержит нас надолго в этой замечательной стране.

promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
shuriktravel
Nov. 20th, 2012 09:24 am (UTC)
ух, хорошо пишите, сразу представляешь себя на вашем месте. а присутсвие детей в рассказе делает его одновременно и милым и волнительным.
krugosvetka_spb
Nov. 21st, 2012 04:25 am (UTC)
Спасибо :))
Здесь, тот редкий случай, когда на нашем месте лучше не оказываться.:))
fongauzen
Nov. 20th, 2012 11:38 am (UTC)
Как будто фильм посмотрела с вами в главных ролях!
Хорошо, что все хорошо закончилось)
google_or_0
Nov. 20th, 2012 09:49 pm (UTC)
Ага, у меня такие же ощущения!)
krugosvetka_spb
Nov. 21st, 2012 04:24 am (UTC)
Ух, а как мы-то были рады, что все хорошо закончилось.
krugosvetka_spb
Nov. 24th, 2012 02:18 am (UTC)
!!
В сущности, люди попадают и в больште передряги! Читайте комментарий Севы! Т.ч. надо быть готовым и к худшему!
ginger_mama
Nov. 20th, 2012 02:43 pm (UTC)
Спокойного вам моря!
krugosvetka_spb
Nov. 21st, 2012 04:23 am (UTC)
Спасибо. Уже хотелось бы.
beardolphi
Nov. 22nd, 2012 05:16 am (UTC)
Очень часто разные слои атмосферы движутся в противоположных направлениях, поэтому метеорологи всегда уточняют про приземный прогноз (surface forecast). Если начнёте чаще смотреть на небо, за тем как движутся облака - ну это медитативное состояние своего рода, настрой нужен, романтичность что ли - обнаружите, что такое "противоположное" движение происходит достаточно часто, но ваш случай конечно контрастный, в духе Панамы - этож аномалия )
krugosvetka_spb
Nov. 23rd, 2012 03:17 am (UTC)
Что касается прогнозов, то такие шквалы нигде и никем не предсказываются. Какое-то очень локальное явление. В этом-то и проблема. И метеостанция наша их не всегда видит. Так и живем тут в ожидании пендыря :)).

beardolphi
Nov. 23rd, 2012 05:45 pm (UTC)
Да, в прогнозах такое бывает редко, иногда только говорят - возможны грозы - а это означает большую вероятность подобных явлений.
Буквально в этом августе попали в грозу в Чёрном море, по-пути из Турции, grib показывал хорошую погоду с попутными ветрами до 3-4 баллов - так и было, однако вдруг налетела гроза...http://beardolphi.livejournal.com/3744.html а потом снова всё стало как по прогнозу - и заходы ветра и изменение силы.
Вообще нужно просто знать район плавания. Панама - аномалия и аномальная грозовая активность там не с проста. Замечали например как сильно отличается цвет и прозрачность воды с той и другой стороны Панамского канала? - в Атлантике она глубоко-иссиня-прозрачная, а в Тихом более бирюзовая, мутная - много люминесцирующего планктона, приносимого перуанским течением. А это означает разную плотность и, как следствие, разную электрическую ёмкость, а это создаёт разность потенциала, у а дальше уже по учебнику физики за 9-ый класс..пробой, то есть молния в случае атмосферы.

Edited at 2012-11-23 05:45 pm (UTC)
krugosvetka_spb
Nov. 24th, 2012 02:21 am (UTC)
!!
Хотя, все же наша новая метеостанция за четыре часа до события показала тревогу.. Да,только перед самим шквалом вернулась к беспечному прогнозу. Когда ударило, я поглядел, а на ней - тучка с солнышком.. Надо было бы насторожиться.. да только вот эта тревого работает только в половине случаев.
beardolphi
Nov. 24th, 2012 07:38 am (UTC)
Значит все же наумелись они грозы свои предсказывать. Вообще, в метеорологии, самый точный прогноз - самый близкий «к сроку». То есть они реально предсказать событие могут, с вероятностью более 50% только за сутки, дальше - чем ближе тем вероятность больше.
Вообще самый надежный способ, как и во всем, - старый, классической, с помощью чтения кривой барографа. Хороший моряк раньше по форме этой кривой, на последующие три часа прогноз сам себе мог давать.
krugosvetka_spb
Nov. 24th, 2012 03:27 pm (UTC)
Метеостанция, которая что-то предсказала, это и был наш барометр, цифровой. Он показал некоторое снижение давления и дождь. А к моменту шторма уже все было снова хорошо. Но часто эта станция ошибается.Через пару дней такой же значок дождя с теми же показателями примерно висел несколько часов, и ничего не произошло. Так что мы пока в замешательстве, как ее использовать.
lap_ka
Nov. 22nd, 2012 07:13 am (UTC)
Как хорошо, что дети не почувствовали опасности и занимались своими делами, не плакали, не отвлекали.
krugosvetka_spb
Nov. 23rd, 2012 03:12 am (UTC)
Да, они в критических ситуациях обычно отлично себя ведут, это когда все спокойно могут расслабляться, филонить и внимание на себя стягивать .
(Anonymous)
Nov. 24th, 2012 12:23 am (UTC)
Друзья, с тревогой прочли о вашей передряге. Очень рады, что всё в результате обошлось благополучно. Прочтя вашу заметку, хотим поделиться некоторыми наблюдениями и конструктивной критикой, которые, надеемся, вам помогут, да и вашим читателям, наверное, тоже будет интересно.

Во-первых, безусловно согласны с beardolphi: направление и сила ветра варьируются в зависимости от высоты. На пример, все weather charts обязательно указывают высоту прогностируемых данных (как правило, главный интерес для нас представляет сила и направление ветра на поверхности, по явным причинам, и на высоте 500mb - 1/2 высоты атмосферы, наиболее показательной об общем движении погодных систем). Более того, направление движения массы вовсе не означает, что направление ветра внутри массы будет соответствовать: как правило, ветер выворачивает по мере прогресса шквала (а ваше "ЭТО" было именно шквалом, причём, при силе 20-25 уз., весьма умеренным).

Как правило, шквалы проходят через 20-30 минут и потом восстанавливаются прежние условия, включая направление и сила ветра. Исключение - шквалы, являющиеся частью холодного фронта, но в таком случае они будут высвечиваться в прогнозе. Поэтому нам не совсем было понятно, почему, убедившись, что якорь держит, Максим сделал решение рубить цепь и выходить в море (оставив на дне два якоря - надеюсь, не последних - выходить в море на ночь без единого якоря вдвойне опасно). Учитывая всё, что вы описываете, с нашей точки зрения, наилучшее решение было бы оставаться на месте и переждать до конца шквала.

У нас за девять лет плавания было множество похожих ситуаций. Самая вопиющая произошла на втором году (в 2003) на острове Раб в Хорватии. У нас гостили друзья, мы веселились, расслаблялись, находясь на якоре в длинном, узком и очень укромном заливчике, открытым только на север. В то утро, наше третье, я впервые (чесслово;)) забыл проверить погоду. Мы провели весь день в городке на южной стороне острова и под вечер уже собирались возвращаться на лодку, когда заметили плотную вереницу лодок, спешно забивающихся в городскую бухту. Вернувшись на нашу сторону острова, мы обнаружили, что все лодки, кроме нашей, покинули наш залив, и с севера прямо на нас надвигались жуткие чёрные тучи, означающие только одно - Бора (это северный ветер, образующийся почти внезапно, когдя масса холодного воздуха из интерьера переваливает через Велибитский хребет и обрушивается на Адриатику, способный нарастать за считанные секунды до 70-80 уз.). К тому времени уже начинало темнеть и у нас не было никакой возможности перейти на южную сторону, так что мы выпустили максимум цепи (90 метров) и стоппорной верёвки (около 10 метров плетёной "тянучки", толщиной в 25мм, ведущей к носу каждого поплавка) подготовили фары, заметили ориентиры для проверки движения, включили моторы и приготовились к худшему. Ветер вывернул и начал задувать прямо во вход нашего залива, за несколько секунд поднявшись до 50 уз, с порывами до 60-ти, начался жуткий чоп, лодка ходила ходуном (лёгкий, безбаластный катамаран просто подбрасывало в воздух и обрушивало на следующую "квадратную" волну), была кромешная темень и, если честно, довольно жутко. Выпустив максимум цепи и вывернувшись мы оказались очень близко к берегу, на глубине 2,5 метров (чуть больше 1 метра под нашими скегами) и я серьёзно опасался оказаться выброшенными на берег (с командой двух девушек и двух грудных малышей). В какой-то момент мне показалось, что мы тянем якорь и я допустил момент паники и сделал главную ошибку - решил попытаться перебросить якорь подальше от берега. Сняв стоппорную верёвку (Инна на штурвале и двигателях) я начал вытягивать цепь. Лодку водило из стороны в сторону, раворачивая на 180 градусов, и оказалось невозможно достичь вертикальности цепи, достаточной, чтобы выкорчевать якорь. Зато я понял, что всё это был глюк разгорячённого воображения и никуда мы не могли подвинуться, настолько хорошо был зарыт наш якорь ("Спэйд" 55кг ). Я тогда похерил всю затею, очень жалея, что вообще её начал: десять минут дикого напряга, балансируя на бушприте, взлетая и обрушиваясь на волнах, чуть не оторвав себе палец дёргающейся цепью. Через пол-часа всё закончилось и мы провели спокойную ночь.
krugosvetka_spb
Nov. 24th, 2012 02:39 am (UTC)
да..
Сева, спасибо за интереснейший рассказ!! Все верно: наша ситуация не была так сурова как ваша.. Мое решение уйти определялось несколькими факторами: главный - аномальное время шквала. Оно перевалило все известные нам по Панаме рамки. Было опасение, что волна будет расти и яхта начнет разрушаться.. Ведь стояли мы как и видимо вы фактически в зоне прибоя. Второе - разрыв стопорной веревки. Завести новую я не мог - у нас она должна была пройти в два клюза по обоим бортам, а мне приходилось не отрываясь держать ту времянку, которую я сделал и опустил с одного борта. Эта времянка фактически не могла сдерживать рывки, поэтому пришлось снять с нее напряжение сотором. Третье: Наталья не видила, что мы на полном газу стоим на моторе - т.е. мы таки проломились против ветра и волн и цепь шла вниз под яхту. Проблема была в том, что держать носом на волну Наташе было трудно и пару раз при полностью вывернутом влево руле нас занесло направо. Первый раз это было страшно: волна нас развернула и мы пошли прямо назад - на берег и камни и пришлось сделать круг. Такие маневры на мелководье были очень опасны. Четвертое - я не был уверен в моторе: ему пока никогда не давали полный газ. До ремонта он сразу перегревался.Здесь тоже температура была на грани но все же держалась. Если бы он заглох и мы не могли бы маневрировать, нас бы снова посадило на якорную цепь со все еще неадекватной веревкой. По совокупности я решил: шторм не кончается, волны растут, разрушения яхты сдерживаются только работающим пока на пределе мотором. Если он глохнет, вся сила рывков перейдет на слабенький бушприт, к которому крепитря форшиаг, что означает риск завала мачты. Плюс, если якоря все же сдрагят, нас может начать бить о камни или дно и ничего сделать будет нельзя. Поэтому как чуть подстихло, я скомандовал бросить цепь. Однако, у нас оставался еще один тяжелый якорь с куском цепи и веревкой, плюс обход горы в укрытие был близок (20 мин хода), а чтоб быть в безопасности, хватило бы и 50 метров, а потом можно было уваливаться под ветер и при необходимости ставить парус. Вопрос был в том, пройдем ли мы эти 50 метров на моторе. Но в этот момент я в него уже поверил :-)) Плюс на той стороне был свободный буй.
Однако, Сева, ваша история крайне поучительна и полезна!
Savely Rosenaur
Nov. 24th, 2012 01:11 am (UTC)
(продолжение)
Потом, утром, мы обнаружили, что также погнули якорный стержень и повредили цепной блок, и то и другое - в результате бесполезной попытки перебросить якорь. Урок: во время короткого шквала, если якорь держит и нет непосредственной угрозы, типа быть выброшенными на берег или на камни, столкнуться или переплестись цепями с соседями (и даже в последних случаях далеко не всегда), безопаснее всего оставаться на месте и перетерпеть эти 20-30 минут, в конце концов, хоть и страшно, и не приятно, но это - всего лишь временный дискомфорт.

Теперь, конкретнее. Как вы уже сами познали, стопперная верёвка толщиной в 15мм совершенно неадекватна для 20-ти тонного судна. Наш катамаран измещал 16 тонн и мы использовали 22мм "плетёнку", крит. напряжение порядка 10 тонн. Более того, в вашем случае есть резон подстраховаться ещё более толстой, типа 25мм, так как вы тяжелее и у вас она, я подозреваю, гораздо короче, а поэтому меньше может растягиваться. Можно, также, использовать специальный резиновый цилиндр с утолщёнными концами, вокруг которого по спирали наматывается стоппорная верёвка, что делает её более пружинистой. Есть смысл постоянно держать наготове запасную стопперную верёвку с крюком чтобы в критический момент не возиться. Если нет под рукой подготовленной верёвки с крюком, узел типа rolling hitch, с 2-3 петлями прекрасно крепит верёвку к цепи. Другой конец верёвки без натяга крепится к уткам, выпускается немного цепи и натяг переходит на верёвку.

Дальше, мы не очень понимаем резон пускать цепь через бушприт (или, скорее, насколько мне видно по фотографии, bow pulpit, что ещё хуже, так как не предоствляет адекватной структурной поддержки для цепи). Лучше перенести цепные блоки на нос, а если вам удобнее крепить якоря на bow pulpit, чтобы избегать повреждений носа во время хода, то можно сделать отдельные для этого крепления. Кстати, ещё один момент: я не знаю, что у вас за ситуация с кормовым якорем, но обязательно убедитесь перед выходом, что, во первых - он у вас есть, а во-вторых - что у вас есть стопудово конкретная система легко и быстро его выбрасывать (а также вытягивать, иначе придётся нырять за ним с тигровыми акулами в бухте Хива Оа на Маркизах) - вам это неоднократно понадобится.

Мы настоятельно рекомендуем вам очень серьёзно подойти к этим вопросам. Используйте ваш свежеприобретённый опыт чтобы конструктивно подготовиться, ведь то, что с вами произошло - далеко, ДАЛЕКО не самое худшее, что вам следует ожидать встретить в Тихом, особенно, если вы, как собираетесь, будете "летовать" в низких широтах. Овладейте всей эзотерикой метеорологии, изучите лоции, повыходите в шторма, подумайте о всех точках трения, резкого натяга, найдите оптимальные места для всего скарба, отработайте аварийные процедуры. Проиграйте разные сценарии и продумайте как следует, что будете делать. В тысяче милях от ближайшей земли вам придёться расчитывать только на себя и лодку.

Как всегда, мы готовы вам во всём посодействовать и ответить на любые вопросы.

Удачи!

Целуем

Сева, Инна, Софочка, Николай

Edited at 2012-11-24 02:19 am (UTC)
krugosvetka_spb
Nov. 24th, 2012 03:20 am (UTC)
Re: (продолжение)
Стопроцентно все правильно!Во-первых, наша система с якорным роликом на бушприте - безумна. Ее надо переделывать. Такова конструкция яхты, но это ошибка. Не знаю, успеем ли до ухода сделать это.. Это сейчас для нас дорого. Веревку конечно надо правильную: я на следующий день купил самую дорогую и прочную из доступных.. Но тоже съекономил и купил ее очень мало. Сейчас с этой веревкой крюк на цепь очень близко к нижнему стержню-оттяжке (который, кстати, погнуло и я его выгибал в мастерской) и ее неудобно заводить и снимать. Надо бы длинную веревку и толстую как у вас, но не понимаю, сможем ли мы ее позволить себе сейчас..
Якорь кормовой есть но система его подъема неясна. Ене по уму тоже надо делать...
Читал некоторое время назад как несколько яхт на атолле суворов попали в штормягу с 6 метровыми волнами и стояли на кораллах вроде несколько дней.. Вот так. В общем буду делать возможное, чтоб систему стопорной веревки отладить!! Спасибо за поддержку и советы! кстати, у тебя 10 метров в одну сторону или туда-сюда, т.е. 20?

Edited at 2012-11-24 03:21 am (UTC)
a_vlad
Dec. 5th, 2012 07:55 pm (UTC)
Re: (продолжение)
Рад за Вас, что все благополучно завершилось!

У меня один вопрос - откуда при Вашем опыте и продолжительности плавания у Вас еще осталась стеклянная посуда?!!! :)))
Лично мне хватило одного разбитого стакана и порезанной ноги - только пластик и нержавейка!!! :)))
krugosvetka_spb
Dec. 5th, 2012 11:37 pm (UTC)
Re: (продолжение)
У меня был период, когда я обзавелась исключительно пластиком и нержавейкой в качестве посуды. Но.. нержавейка ржавеет, а пластик неприятный на ощупь. Если рассматривать яхтинг, как поход, то можно и так, но каждый день..., как-то не кинестетично.

Обычно, хорошо крепим и стараемся быстро убрать разбитое. Хотя в этот раз не получилось. Вчера еще осколок откуда-то вывалился...
ruslan_ka
Dec. 7th, 2012 08:12 pm (UTC)
Завораживающий рассказ. Рад, что вы справились с этим испытанием! У вас очень сильная семья!
krugosvetka_spb
Dec. 7th, 2012 08:25 pm (UTC)
Спасибо. Да, это было непросто. У меня до сих пор остались ощущения страха, которых не было до этого.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com