?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Мама, ты знаешь, я заметила, что перестала быть такой стеснительной, как раньше» - эти слова из уст нашей старшей дочери прозвучали для меня как победный звон колокола на отвоеванной территории, венчающий успех в трудном и длительном сражении. За два года посещения школы наши выросшие в домашних условиях дети приобрели колоссальный опыт адаптации к социуму в его детском воплощении, чему я не устаю восхищаться, так как сама в их возрасте была значительно менее успешна.



Когда два года назад мы пбылив полинезийский поселок Нуку-Хива, где мои русскоговорящие дети пошли во французско-маркизскую школу, я отдавала себе отчет, что ставлю своих девочек в условия жесткого эксперимента.

Детям, выращенным в условиях веры в прекрасные ценности и идеалы, привыкшим делиться, уступать, уважать другихпредстояло адаптироваться к условиям коллектива деревенских детей, слегка разбавленного вкраплениями отпрысков живущих на острове французов. Для меня самой в детстве школа была непрекращающимся кошмаром, я счастливо перекрестилась, когда закончились десять лет жизни в детском сообществе, и сейчас две вещи, которые неизменно радуют меня в жизни, это мысли о том, что мне больше не надо в школу, и взгляд на полки с товарами для младенцев, неизменно радующий пониманием, что в моей жизни памперсная тема уже закончена.

Еще на Фату-Хиве, самом первом полинезийском острове, где мы провели пару недель, Ксения и Полина получили «велком» от детского коллектива. Во время моего получасового отсутствия, одна из местных девочек увела моих детей к речке, где воды было по колено, и заставила их зайти в воду прямо в обуви. Вернувшись я обнаружила Ксюшу в слезах – это она побывала в воде, Полине же несмотря на приказания девочки хватило духу и здравого смысла оставить сцену и срулить.

Основная проблема моих детей заключалась в том, что они никогда ранее не сталкивались с агрессией и не знали, что с этим делать. В первые недели школы франкоговорящие маркизские одноклассники просили Ксению произносить слова их языка и смеялись, когда она что-то говорила неправильно. Пользуясь тем, что Ксения ничего не знала о школе, они говорили ей всякую ерунду, о том, что Ксюша должна делать, а что не должна, а она растерянно следовала их указаниям, дома спрашивая у меня, почему в школе нельзя прислоняться к стене. Я была на грани того, чтобы забрать детей из школы, но именно в этот момент мне посчастливилось пообщаться с французской мамой двух девочек-подростков, которые в свое время пережили похожий опыт. Марина уговорила меня потерпеть, рассказав свою историю. Ее девочки пошли в садик и школу на Кабо-Верде, не говоря на португальском, они к тому же были двумя единственными белыми детьми в школе, чем привлекали к себе всеобщее внимание не всегда позитивного свойства. Вначале им было очень трудно, но потом они выучили португальский и очень успешно адаптировались, разобравшись, как надо действовать в условиях жесткого коллектива. Это дало им колоссальный опыт адаптации к разного рода ситуациям, и с точки зрения мамы, хозяйки красивого катамарана, очень помогло в жизни.

Через три месяца мои дети уже общались на французском, что значительно облегчило их жизнь.



Каждый день по возвращению из школы мы проводили часы, разбирая школьные ситуации. В реакциях моей дочери на действительность я узнавала себя: «Мама, как они так могут?» - спрашивала меня Ксения. Я неизменно объясняла, что все люди разные, и что за любым поведением людей стоят какие-то причины, о которых мы не знаем. Я учила ребенка терпимости, одновременно сама учась быть терпимой. И да, дети могут кидаться едой и вытирать после обеда жирный рот футболкой, так они воспитаны. Да, они могут кричать друг на друга и воровать у соседей вещи – дома их не научили вести себя по-другому. Следи за своими вещами, старайся не одалживать их соседу, а в столовой садись с теми, кто ест более-менее прилично. По большому счету за дурным поведением деревенских детей не стояло никаких садических извращений, присутствующих, как нам рассказывает интернет, в школьных коллективах «цивилизованных» обществ, здесь никто не обращал внимания на то, какого бренда твоя футболка и не устраивал заговоров всех против одного, задразнивая невезучего аутсайдера до нервного срыва. Большая часть детей были просты, как и их родители, работающие на земле, ходящие на охоту за козами или промышляющие рыбной ловлей.





Потом мы переехали на Таити, далее – на Мурею. Дети набирались опыта, дома оставаясь спокойными и веселыми. Испытания поджидали Ксению и в новой мурейской школе, которая была для неё третьей по счету. Соседка Ксюши по парте, совсем не блещущая знаниями, потеряла свой учебник. Решить эту неприятную для нее ситуацию она решила за счет Ксюши, сообщив ей, что Ксюшин учебник, это на самом деле ее учебник. Ксюша плакала на перемене, так как девочка угрожала ей, что если учебник не будет отдан, то она будет рыться в Ксюшиных вещах и все равно его отберет. Учительнице Ксения рассказать о претензиях соседки боялась, так как думала, что учительница поверит девочке, а не ей. Когда мы с Максимом услышали про очередную сложность в школе, то отреагировали по-разному. Максим сказал, что Ксения сама должна разобраться с соседкой, я же полагала, что следует привлечь учительницу. Ксении было наказано дать понять достающий ее соседке, что учебник та не получит, я же на следующий день пришла в школу и рассказала все Мадам Кристине. Та вздохнула, сказав, что прекрасно знает, что Ксюшина соседка посеяла учебник уже давно, а в классе отчитала девочку, сказав ей, чтобы она оставила Ксению в покое. Больше никто к этой ситуации не возвращался.

Самым сложным было научить девочек, особенно Ксению, не боятся детей, уметь противостоять давлению, не вестись на «разводки». К третьей по счету школе Ксения оставалась застенчивой девочкой, которой не легко обзавестись друзьями, но которая вполне спокойно относится к смене школ и детских коллективов. Мы по-прежнему в деталях разбирали все ситуации в школе. Нашей родительской задачей было максимально поддержать детей, особенно неуверенную в себе Ксению – она была старательной и мотивированной ученицей, но неуверенность в своих силах мешала ей учиться и адекватно реагировать на одноклассников. Мы внушали ей, что она красавица, умница, хороший друг, замечательный человек, что если она раскроется, то становится интереснейшим собеседником. Мы бесконечно объясняли, что ей не следует слушать других детей, которые рассказывают, что ей надо делать, что у нее великолепное чувство меры и развитое нравственное чувство, к которому ей следует прислушиваться. Что ей следует полагаться на свои моральные принципы, и действовать в соответствии с тем, как подсказывает сердце. Макс объяснял детям приемы НЛП в коммуникации, учил при необходимости грамотно посылать обидчика. В случае Ксении важнейшим было внушить ей, что она НЕ ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ, НО ПРАВО ИМЕЕТ. Что даже если кто-то говорит ей, что что-то делать не полагается, а она чувствует, что должна поступить именно так, ей стоит слушать себя, а не следовать тому, что ее вынуждают делать.



Немаловажную роль в воспитании бойцовских качеств в детях сыграла их подруга по имени Найя. Единственный ребенок в семье, переболевший в три года раком глаза, оберегаемый родителями пуще зеницы ока, Найя со своим сильным хараткером просто не имела тормозов.



Полная противоположность застенчивой мягкой, жаждущей справедливости Ксении, готовой посочувствовать всем и каждому, Найя хотела чтобы все и всегда было только так, как хочет она. Ребенок с богатой фантазией, она была заводилой в играх, распределяя роли и диктуя правила, конечно же при этом всегда оставляя лучшую роль себе. Если кто-то имел несчастье запятнать ее в догонялках, Найя смертельно обижалась на того, кто посмел бегать быстрее нее, правда через десять минут забывая обиду, но ребенок, на которого она со всей злостью накричала накануне просто за то, что он ее запятнал, мог еще долго пребывать в состоянии оторопелости.

Мои же дети, несмотря на свою мягкость, не слишком приветствовали такое обращение, не желая становит «кулацкими подпевалами», ожидающими милостей и готовыми к порицаниям, роль, которую приняли пара подружек Наий – других ролей, казалось, в ореоле этого ребенка, не предполагалось. Поведение Найи нарушало принципы справедливости, понятия, стоящего на высоте у Ксении и Полины, и каждое взаимодействие с «подругой» проходило с массой сложностей. Так как Найя живет напротив и учится с Полиной в одном классе, к тому же является одной из белых девочек, то избежать ее общества было никак невозможно. Следовало искать стратегии взаимодействия с Найей, которая к тому же с нового учебного года стала претендовать на роль подруги Полины, имея тенденцию не отпускать ее от себя ни на секунду.



Первые несколько месяцев мои девочки выпадали от Найи в осадок. Непонятно было, где взять такой запас силы характера, чтобы уметь вовремя «послать» Найю или поставить ее на место, но резервы следовало искать как можно быстрее. Мы на пару с Максимом объясняли детям идею «черного учителя», говоря, что Найя является в их жизни человеком исключительно полезным. Максим рассказывал Ксюше, что такие дети, как Найя, ищут равного себе, которого они смогут уважать, и что должен найтись кто-то, кто не побоится дать ей отпор. Науськанные нами, Ксения и Полина начали пробные действия отпора Найе: «Вы же русские, плюс вы занимаетесь техквондо» - полушутливо подбадривал их Максим. Следовало действовать сообща: например, прекращать взаимодействие когда Найя начинает лезть в бутылку и оставлять ее одну, не ведясь на ее правила (не хочешь играть по-честному, не будем играть вообще). Следовало негативно помечать для Найи все ее некрасивые действия чувствительным для нее способом, не возобновлять игру до того, как Найя извиниться и осознает, что была неправа.

Успехи стали появляться не сразу. Понадобился не один месяц психотерапии до того, как мы увидели ощутимые результаты. Поначалу дети терялись, сталкиваясь со скоропалительностью террора: только что все было хорошо, и вот уже подруга кричит на них, что больше никогда не будет с ними дружить. Разумеется, чтобы через пятнадцать минут забыть о своих угрозах и прибежать с предложением новой игры. Но потом постепенно техники самозащиты стали приживаться, пожиная плоды своих командно-административных методов, Найя больше не обнаруживала послушных подружек, но стала все чаще оставаться в одиночестве: подруге не хотели поддерживать ее тиранические замашки. Дети потихоньку учились противостоять агрессии, иногда пропуская удар, но все чаще давая отпор. Одновременно с этим росла их самооценка – Найя была не так страшна, как казалось вначале, получив отпор, она шла на попятную, желая сохранить игру. Наши дети, с детства, привыкшие к наблюдательности, с удивлением констатировали перемены в их отношениях.

Однажды вернувшись из школы, Полина рассказала об особенно напряженной стычке с Найей. В столовой Найя стала говорить гадости про девочек, сидящим за соседним столиком. Девочки были не в курсе ее инсинуаций, но Полину происходящее возмутило до глубины души. Она сообщила не терпящей никакой критики Найе, что так ведут себя только дурно воспитанные люди – девочки ей ничего плохого не сделала. Найя взорвалась, начав кричать на Полину, но Полина, уже нарастив некоторый панцирь, спокойно продолжила есть.

Психологический интенсив с участием родителей плюс напряженная внутренняя работа по социальной адаптации приносили плоды. Я все меньше беспокоилась за детей: Полина обзавелась приятелями и поклонниками, учительница в дневнике в качестве комментариев к оценке за поведение писала, что Полина очаровательна, Найя, ходившая за Полиной попятам была теперь для неё значительно менее опасной. Ксения ни с кем не панибратсвовала, но держалась чуть более уверенно. Уверенности добавляли новые знакомства в спортивной секции.



И вот недавно вернувшись с пляжа, Ксения сказала ту самую фразу, с которой я начала пост. «Знаешь мама, я заметила, что почти перестала стесняться». Я просто подпрыгнула на месте, бросившись обнимать свою отважную дочь, которая смогла справиться со своим драконом. «Я была на пляже, смотрела на детей вокруг, и мне совсем не было так неуютно, как раньше» - задумчиво продолжала она. «И с Найей я справляться тоже научилась, трудно поверить, что год назад я ее боялась. Даже жалко, что именно теперь мы уезжаем отсюда. Но я уверена, что мои новые достижения пригодятся мне в новой школе. "И не только в новой школе, но и вообще в жизни" - добавила я.

Забавно. Мне понадобилась пол жизни на то, чтобы выучить французский и три четверти жизни, чтобы научиться справляться со своей стеснительностью. А дети за два года выучили язык в совершенстве и обрели контроль над своей застенчивостью. Неплохой результат, по-моему.

Поддержи наш проект - добавь в друзья!
Наши координаты на этот момент
Как помочь экспедиции
promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mama_ulisa
Nov. 10th, 2015 09:02 am (UTC)
Спасибо Вам! Очень полезный для меня опыт. У меня 5 летний мальчик, домашний и ему идти в болгарскую школу в маленьком городке. Еще раз поняла, что родительство это большой труд)))
krugosvetka_spb
Nov. 10th, 2015 10:16 am (UTC)
Очень рада, что вам полезен наш опыт. Мужества вам и сыну и терпения!
ksnovich
Nov. 10th, 2015 12:46 pm (UTC)
очень позновательный и полезный труд, спасибо.
lifewalker
Nov. 10th, 2015 03:45 pm (UTC)
Прекрасно (:
prof61
Nov. 10th, 2015 04:37 pm (UTC)
Так мелкие же. Дети способнее к языкам и ко всему привыкают. Это как и спорт - раньше начнёшь, легче будет.
semaro
Nov. 10th, 2015 05:18 pm (UTC)
Спасибо Вам!
Нет не так!
Надо написать огромными буквами СПАСИБО!
Читаю Ваш журнал с огромным удовольствием.
Храбрые вы оба!
yarodari
Nov. 10th, 2015 07:15 pm (UTC)
Замечательные дочки! Очень интересный рассказ, спасибо!
werecat
Nov. 10th, 2015 10:08 pm (UTC)
Спасибо большое за рассказ! Получила настоящее удовольствие от прочтения
Valery Luhouski
Nov. 11th, 2015 08:18 am (UTC)
защита от речевой агрессии
Прекрасно избранная тема.
Блестящий артикул!

Актуальный, выстраданный, безусловно полезный, с аналитикой, с нервом и с болью, методический, общевозрастной, всегда своевременный. На этой пляцоўке/площадке мог бы, и должен был бы появиться и ранее.

Адаптация, дедовщина, школьный пенальтизм, речевая агрессия и агрессия манерами и действиями, их распространённость, - обязывают обобщать, формулировать и вырабатывать приёмы защиты от такой агрессии. В моём понимании - без варварства против варварства.

Как раз за десяток минут до прочтения этой статьи я просматривал в Нете нечто о защите от речевой агрессии. Не скажу, что найденное там - разделяю. Не скажу, что в здесь прочитанном есть достаточный ответ. Полагаю, что когда-нибудь тема будет иметь развитие.

И такие важные вкрапления, как - приемы НЛП в коммуникации, грамотно посылать обидчика, НО ПРАВО ИМЕЕТ, бойцовских качеств, техники самозащиты, противостоять агрессии, все чаще давая отпор, самооценка, негативно помечать некрасивые действия, - получат должное, достойное, систематизированное, аргументированное, иллюстрированное, статистически подкреплённое продолжение и раскрытие до уровня научной статьи.

И пусть обе ваши очаровашки-прыгажуньнi знают, что мы на их стороне, за них - болеем, и мы верим в них, в обязательное обретение ими необходимейшего боксёрского/человечьего качества - умения "держать удар", и в овладевание ими карнегиевского искусства "приобретать друзей и оказывать влияние на людей". И их панцирь достоинства, самообладания, самооценки и гордости, никогда не станет их футляром гордыни, замкнутости и проч.футы-нуты.
И пусть итог становится таким, чтобы ваши уезды с местечек вызывали грустное сожаление у тамтэйшых, но только позитивные воспоминания у всех вас.

Фото - отличные!
Будьте счастливы!

PS/ кстати, если возможен офтоп, ответьте, плз, когда, где впервые по времени (кроме уроков химии), применительно к человеку, Вы услышали фразу "выпал в осадок", и когда Вы впервые её использовали?
Не пришлось ли Вам ещё встретиться с технизированным семантическим оборотом "Её коротнуло", "Его закоротило" или "У него - короткое замыкание", "У них - пробой [изоляции]"?

Edited at 2015-11-11 09:04 am (UTC)
janemouse
Nov. 12th, 2015 09:28 pm (UTC)
Как приятно читать, что девочкам стало в школе спокойнее,
и так радует, что они помогают друг другу,
а вы помогаете им,
и рассказываете разные способы, как можно менять неприятную ситуацию,
как "посылать" обидчиков,
и как реагировать на неприятное поведение других.
stranger267
Nov. 18th, 2015 07:15 am (UTC)
Меня больше всего удивляет то, как они язык сохранили. Все таки школа быстро заставляет и говорить и главное думать на местном языке, и например у нас в США если не заниматься дети годам к 9 - 10 теияют русский (а если заниматься то устный остается и чтение а письмо редко у кого сохраняется). Видимо, все таки на яхтах дети больше времени проводят с родителями и друг с другом. Ну и то что девочек двое, конечно, выручает.

(Мышке привет, кстати, очень рад тебя тут видеть, я вас еще по авантюре с младенцами на Алтае помню.)
janemouse
Nov. 18th, 2015 07:21 am (UTC)
Да, язык сохранили, и попутно выучили еще парочку,
удивительные дети!
Я знаю не так уж много семей, живущих далеко от дома, которым удаётся на хорошем уровне сохранять родной язык родителей в семье.
Чаще всего язык окружения, язык школы перебивает домашний язык очень быстро.
И многие братья-сёстры начинают и дома переходить на английский (или немецкий) в разговорах между собой,
и читать предпочитают на языке страны...

(Младенцы мои уже школу заканчивают)
krugosvetka_spb
Nov. 20th, 2015 10:49 pm (UTC)
Ага, мы тоже постоянно видим детей русскоговорящих родителей, которые отказываются говорить на русском или говорят с акцентом.

У нас пока что абсолютно русскоговорящие дети. Пишут, конечно, с ошибками, но это потому что я не занимаюсь. За несколько месяцев потом как-нибудь подтяну их. Дети у нас постоянно под боком, общение нон-стоп с перерывом на сон и иногда школу. :)

Ксения говорит, что замуж хочет за русского выйти, чтобы со своими детьми на своем родном языке общаться. Смешная...
janemouse
Nov. 21st, 2015 07:15 am (UTC)
Вот интересно, что я знаю пару таких семей в самых разных странах,
в Англии, например,
и там у всех троих детей отличный русский,
но и английский тоже хороший,
старшая девочка с лёгкостью поступила в крутую гимназию,
читает свободно и по-русски, и по-английски,
говорят все трое без акцента.

А чаще, наоборот, дети переходят на язык окружающего мира.
Интересно, с чем связано это,
и что общего в тех семьях, у которых дети сохраняют язык?
krugosvetka_spb
Nov. 20th, 2015 10:52 pm (UTC)
Специально не занимаемся, но очень много общаемся. Дети всегда с нами, нон-стоп, с перерывом на школу и сон. Ну да, и между собой они, конечно, постоянно щебечут.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com