Previous Entry | Next Entry

С началом детских каникулах мы почти всегда снимаемся с якоря и куда-нибудь уходим. Каникулы в Полинезии каждые пять недель, так что повод покататься у нас появляется довольно часто. Вторую половину последних детских десятидневных каникул мы решили посвятить обходу нашего острова Мурея. Есть с юго-западной стороны острова стоянки, где мы еще не бывали, вот и подумалось, что было бы интересно их освоить. Возвращаясь в очередной раз с Таити, мы не взяли курс на нашу стоянку с северо-восточной стороны острова, а пошли огибать его с юго-запада. Правда, было очевидно, что момент мы выбрали не самый подходящий – как раз с юго-западного направления издалека шли длинные высокие волны, последствия штормов, бушующих в тысячах морских миль от нас. В море такая длинная волна никакой опасности не представляет – длинные четырехметровые волны едва ощущаются яхтой, но смотреть как они подкатываются, переваливаясь высокими гребнями, бывает немного страшновато. Наиболее впечатляющим является момент столкновения этих волн, прошедших тысячи километров и сохранивших свой ударный заряд, с рифом, защищающим остров. Волны с шумом набрасываются на риф, образуя стену, которая вскоре превращается в рвущуюся вверх массу пенных брызг.

Зрелище захватывающее по своей красоте, которое, к сожалению, очень трудно передать с помощью фотографии, но устрашающее всякого, кто представит свое судно потерявшим управление и оказавшимся под ударом этих волн, убийственная сила которых разрушит любую рукотворную конструкцию. В такой ситуации заход в пасс (проход в рифе, ведущий в защищенную лагуну) может стать приключением не для слабонервных. С двух сторон пасса встают обрушивающие волны, мимо которых надо пройти тому, кто заходит из моря в защищенную гавань. Наш хороший приятель потерял лодку в пассе, через который мы ходим регулярно – в самый неподходящий момент он не смог завести двигатель и лодку выбросило на риф, где за несколько часов волны разбили ее в щепки.

Когда с моря идет сильная волна, сам пасс может стать небезопасным – вода, вытекающая через него из лагуны, наталкивается на сопротивление течения, вгоняющего волну в лагуну. При этом чем выше волны, обрушивающиеся на риф, тем больше воды захлестывается в лагуну, соответственно выходное течение тоже усиливается – воде надо куда-то деваться. В результате таких условий пасс становится непроходимым – в самом входном канале встает опасная волна, образующаяся из-за столкновения входного и выходного течения.

В яхтенных путеводителях обычно пишут, какие пассы при каком направлении волны и силе ветра становятся непроходимыми, и направляясь к входу в лагуну с юго-запада откуда шла волна, мы были готовы, что проход заход в лагуну будет невозможным или трудным. Наш план состоял в том, чтобы подойти поближе, оценить состояние пасса и принять решение, в случае опасности повернув оглобли в наше родное Опоноху. Правда тогда перед нами вставала бы необходимость промоторить еще четыре часа и бросать якорь в темноте на исключительно людной по причине длинных майских выходных якорной стоянке, но это было значительно более безопасное решение, нежели чем ломиться в кипящий пасс.

Мы шли вдоль рифа, огибающего остров, и с восхищения, к которому примешивалась некоторая доля ужаса, наблюдали за мощью волн, обрушивающихся на риф. Добравшись до пасса, мы направили нос лодки прямо на него. Вглядываясь вдаль, мы пытались оценить состояние прохода, хотя было очевидно, что навряд ли нам повезет обнаружить там зеркальную гладь.

Мы оба были заняты изучением того, что было впереди, как вдруг мой взгляд случайно упал на какие-то белые шары, находящиеся прямо по курсу почти перед носом лодки. Предметы напоминали детские безобидные мячики, и я окликнула Макса, уже по ходу понимая, что мячиков этих не один и не два, а десяток-другой. Уже начиная догадываться о том, что происходит, но еще не осознав этого до конца, я услышала громкий крик Максима: «Это сети! Немедленно отворачиваем в море!»

Запутаться в сетях на входе в пасс – пожалуй это худшее, что может произойти с яхтой в данной ситуации. Вход в лагуну, перед которым мы находились, был перегорожен рыболовными сетями – теперь мы отлично их видели, и ближайшие поплавки, свидетельствующие об их наличии, покачивались на волнах в каких-то пятидесяти метрах от носа лодки. Мы находились на волоске от трагедии: намотать сеть на винт перед рифом на нагонной волне при почти полном отсутствии ветра могло означать то, о чем даже помыслить страшно! Мы уходили в море подальше от рифа и сетей, молясь, чтобы их не было на нашем пути.

Я стояла на бушприте и внимательно вглядывалась. Метров семьсот мы шли перпендикулярно берегу, наблюдая поплавки вдоль борта – сети уходили далеко в море. Даже для банановых республик, где логика подчас работает наоборот, а простой народ живет по правилам, которые удобны им самим, это было слишком. Перегородить заход в лагуну сетью означало создать смертельную опасность для любого заходящего в лагуну судна: понятно, что в такую погоду мало кто сунется в пасс, но мало ли, всякие ситуации бывают. Кто-то мог заходить в сумерках и просто не заметить сетей там, где никому не придет в голову их искать, уже у самого входа в пасс злополучное судно могло намотать сеть на винт, так как риф совсем рядом, то времени у экипажа на то, чтобы нырнуть и освободить винт, почти нет, соответственно, волнам ничего не стоит в считанные минуты вытолкнуть потерявшее управление судно на риф, где оно быстро находит свою гибель.

Уводя яхту от пасса, мы еще долго приходили в себя, внимательно вглядываясь вперед, нет ли впереди еще сетей. Их мы обнаружили снова в четырех милях у следующего прохода в лагуну: ситуация повторилась, пасс опять был перегорожен сетями. Просто ловушки для судов какие-то. Мы вообще-то взяли себе в привычку никогда не возмущаться тем, что кажется нам абсурдным или нелогичным в жизни населения тех мест, где мы бываем: везде свои обычаи и свои сложности, живут себе как-то люди и не нам им судить. Но перегораживать сетями пассы, создавая смертельную опасность для проходящих судов – это уже слишком даже для полинезийцев!

Уже в глубокой темноте мы подошли к широкому входу в бухту Опоноху.

Здесь пасс был спокойный, волна приходит с другой стороны острова, поэтому сложность состояла только в том, чтобы пробраться между густо стоящими судами и бросить якорь. Но мы знаем эту стоянку как свои пять пальцев, поэтому особых проблем не ожидалось. Нас приветствовал на английском капитан какой-то дальнобойной яхты, бросивший якорь у самого входа в бухту: «Очень занятая стоянка, похоже у них тут какие-то особо ударные выходные» - он явно предупреждал нас, что не стоит соваться ночью в гущу стоянки, сиявшей огоньками мачт. Мы поблагодарили капитана и продолжили медленно продввигаться вперед. Макс стоял на носу, я управляла яхтой. В какой-то момент прямо перед нами возник знакомый триколор с полосками, расположенными горизонтально, а не вертикально, как у французских яхт. Мы подползли к внушительных размеров судну и Макс громко крикнул: «Привет российскому экипажу!» «Привет Максим!», отозвались с лодки.

Каково? Вползти ночью на стоянку одного из полинезийских островов, поздороваться по-русски с экипажем стоящей там лодки и получить ответ на твоем родном языке, где к тебе обращаются по имени.

Мы благополучно забросили якорь и вскоре были на «Леди Ариша», так как это были именно они (о встрече с иркутянами я писала в предыдущем посте). Пару недель до нашего ночного захода в Опоноху я списывалась с ребятами, и они сказали, что так как им отказали в визах, они уходят из Полинезии. Это означало, чтоо жидаемая встреча двух экипажей с детьми не состоится. Но, оказалось, что ребята передумали и решили-таки приехать нас навестить на Мурею в бухту Опоноху, где, как они знали из моих дневников, мы стоим. Забросив якорь и не обнаружив нас, они начали объезжать все окрестные стоянки в радиусе нескольких миль, всюду спрашивая, не видел ли кто русскую яхту. В результате сосед Дамиан, тот самый музыкант, который перемещается на каяке с собакой, о котором я тоже писала, сказал им, что обычно на каникулы мы всегда уходим, а возвращаемся только к началу школы. Каникулы заканчивались еще через пять дней, выходила весьма обидная ситуация: ребята, рискуя неприятностями с таможней пришли к нам, а нас нет на месте.

Возвращаясь к началу истории, я позволю себе напомнить, что мы действительно не планировали прихоодить в Опоноху до конца каникул, собираясь постоять с другой стороны острова, где, естественно, ребята навряд ли бы нас обнаружили. Но, в результате истории с сетями и непроходимым пассом, мы повернули оглобли, то есть бушприт в Опоноху, где нас, оказывается, искала «Леди Ариша». Вот и думайте теперь, нет ли во всем этом чего-то, что можно было бы назвать божьей волей или волей судьбы?

Поддержи наш проект - добавь в друзья!
Наши координаты на этот момент
Как помочь экспедиции
promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

( 9 comments — Leave a comment )
sokol_inka
Jun. 6th, 2015 08:05 am (UTC)
Да, воля судьбы )) Слава Богу, что заметили сети.
impiousblunt
Jun. 6th, 2015 08:15 am (UTC)
красивые фотографии
la_angel
Jun. 6th, 2015 10:15 am (UTC)
А телефона или интернета нет на лодках? Почему предварительно не созвониться с соотечествениками? И рация же есть...
krugosvetka_spb
Jun. 6th, 2015 11:39 pm (UTC)
Ребята не дозвонились - не удалось разобраться с кодами.
В тот день мы были в переходе, инет не смотрели.
ksnovich
Jun. 6th, 2015 12:59 pm (UTC)
Может не в тему, но можете обьяснить как Вы оформляете детей в школы. На одном осторове одна программа обучения на другом иная. Сколько стоит это обучение , имеются ли ограничения для иностранцев , надо ли давать взятки за оформление как это делается в РФ.
krugosvetka_spb
Jun. 6th, 2015 11:37 pm (UTC)
Программа обучения на островах примерно одинаковая, французская. В этом году дети только месяц отходили в школу на Таити, а потом с ноября по июнь учатся в одной школе на острове Мурея. Мы уходим на каникулах на соседние острова, а потом возвращаемся обратно к началу учебы, по крайней мере стараемся :)

Обучение бесплатное, мало того детям, выдают весь учебный материал, включая тетрадки, ручки, линейки и карандаши.
Для иностранцев ограничений не имеется, взяток давать не надо.

Детей легко берут в школу по месту пребывания яхты, надо только прийти в мэрию, сказать, что твоя яхта стоит в такой бухте и взять сертификат о резиденции, не знаю, как этот документ более правильно называется на русском. Ну и еще кое-какие документы предоставить,после чего написать заявление. Практикуется ситуация, когда детей приводят в школу, а уже потом постепенно подносят документы (самое главное: дети должны учится, а бумажки - дело второстепенное). Так было на Таити, когда мы на улице встретили директора школа, совершенно случайно обратившись за информацией о том, где находится школа, к ближайшему человеку на улице. Тогда мы еще только приехали на этот остров. Директор сказала, чтобы мы завтра же приводили детей, а бумажки, мол, поднесем постепенно. И это была довольно хорошая школа.

А почему в РФ надо давать взятки за оформление? Практикуется отказ в праве на обязательное образование?
jamesivanov
Jun. 7th, 2015 09:03 am (UTC)
Про школы в России
2ksnovich: И записывались и переводились из школы в школу множество раз и кроме заявления, документов и мед.карты ничего не требуется. Не надо писать бред и вранье. Также выдаются новые или подержанные учебники и тетради. Деньги сдаем только на экскурсии, поездки и развлекаловы. Также и дети работающих иностранцев в России ходят в обычную школу на общих основаниях. Лично видел деток из Финляндии и Франции, которые учатся тут, и даже ездят в местные летние лагеря.

PS: Так что не обращайте внимание на вбросы и слухи от израильских патриотов.
krugosvetka_spb
Jun. 8th, 2015 05:49 am (UTC)
Re: Про школы в России
Россия - страна большая, может быть автору комментария где-то не повезло с чиновниками...
dmordvinov555
Jun. 7th, 2015 02:45 pm (UTC)
Да, уж, может написать жалобу в какой нибудь их департамент, может кто нибудь когда нибудь по-разбирается с этим.
( 9 comments — Leave a comment )