?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хива Оа. Часть 1. Залог

В сознании зацепилась картина высадки на Хива Оа: длинный наветренный пляж с огромными волнами, круто встающими и жестоко опрокидывающимися в полусотне метров от берега. Подходящее судно оказывается в зоне прибоя. Ошибка одного из гребцов, и вот оно поворачивается бортом к волне, которая в следующую секунду переворачивает посудину, разбрасывая сидящих в ней людей и их пожитки. Так описывал свою высадку на Хива Оа Тур Хейердал. Они с его женой Лив заболели на Фату Хива тропическими язвами, и на маленькой посудине с парусом и несколькими гребцами пошли по бурному морю на Хива Оа, где рассчитывали получить лечение. И вот, спустя семьдесят семь лет после описанных Хейердалом событий мы подходим к этому же пляжу в заливе с названием «Бухта предателей».

IMG_4793




Утро на Тахуате встретило нас полной неподвижностью: ни ветерка, ни волны. Французы с соседних яхт с утра пораньше уехали доделывать большой стол и скамейку рядом с магазином Жозе. В этот день ожидался футбольный матч Франция-Украина и, похоже, весь остров собирался вокруг большого экрана телевизора, который Жозе намеревался выставить на улице для всеобщего обозрения. Мы подняли якорь и на моторе быстро пошли в направлении Хива Оа. Снова пронеслись мимо несколько красивейших песчаных пляжей, и вскоре мы вышли в канал Haava между двумя островами. Какого-то особого встречного течения, которое было описано в гидах, мы не заметили, но ветерок дунул, и мы поставили стаксель, который добавил нам узел ходу. Тахуата повернулась к нам боком и глядела парой симпатичных и вполне пригодных для стоянки бухт, о которых ни слова не было сказано в наших яхтенных пособиях. Сколько же еще есть неосвоенных возможностей, подумал я. Вот много лет назад составители путеводителей по какой-то причине не зашли в эти бухты, не описали их, и вот теперь, много лет спустя сотни яхт и не подумывают встать на якорь в этих замечательных местах!

IMG_4464

IMG_4446

Хива Оа вставала прямо по курсу огромной вертикальной стеной. До нее была всего какая-то миля. Мы двигались к скалистому мысу Taehoa, за которым должен открыться вход в гавань. В безмолвии с замиранием сердца мы обогнули изрезанный множеством бухточек и пещер мыс, и нам открылся вид на тот самый пляж, где высадились Тур с Лиз.

IMG_4596

К счастью нам не надо было причаливать на пляж, на котором как и семьдесят лет ранее обрушались на песок огромные валы, беспрепятственно прошедшие больше трех тысяч миль откуда-то из Чили и Перу. В правом северо-восточном углу залива открывался вход в маленькую, закрытую волноломом бухту Тахуаку (Tahuaku), и мне оставалось только гадать, что помешало лодке наших норвежских коллег причалить именно туда. Мы оставили в полумиле слева островок Motu Anakee, а также маяк на высокой скале Pointe Feki, по которой проходила хорошо заметная дорога с автомобильным движением, и приблизились к волнолому.

Уже давно были видны мачты гавани, среди которых легко опознавались два катамарана, тех самых, на которых были дети – с этими катамаранами мы стояли в песчаной бухте на Тахуата, с внутренней стороны мола к нему лепились местные рыболовные суденышки. Путеводитель обещал хорошо защищенную от волн стоянку на илистом дне, а также предупреждал о нежелательности купания на рифе рядом с входом из-за большой популяции акул.

IMG_4482

Бухта казалась просто микроскопической, ее перегородили два катамарана и еще две маленькие яхточки, стоящие на якорях. В поисках места нам пришлось пройти в самый конец бухты близко к пляжу и небольшой речушке. Эхолот показывал три метра, значит под килем у нас чуть больше метра. Пожалуй, со времен Кубы мы не вставали на такой мелкоте. Яхтсмены с маленькой лодочки помахали нам и сказали, чтобы мы не подходили слишком близко к берегу. Вставать в тесном пространстве приходилось на очень короткую цепь, но мы филигранно вписались между катамараном и обеими яхточками. Вода была грязно-коричневой. У меня мелькнула глупая мысль, что для создания более полного впечатления вместо кристально чистых заводей Туамоту, которые обычно фотографируют для рекламных буклетов о Полинезии, надо поместить снимок вот этой бухты с болотно-грязной водой. Вспомнилось письмо Криса, где он описывал эту бухту, как самую худшую из всех на архипелаге. По какой-то странной причине в столь закрытом уголке особого отсутствия волн тоже отнюдь не наблюдалось: волна смело входила в бухту, разбиваясь на ее западном берегу и изрядно качая яхты. Теперь понятно, почему Хива Оа, хоть это и большой остров, яхтсмены не избирают своей базой для длительной стоянки.

Двое французов с соседней лодочки, подъехали поприветствовать нас и сообщили, что они с Нуку Хива и просто приехали сюда покататься. "Вы откуда пришли", спросили они? "Прямо с Галапагосов", соврал я, и мне стало стыдно. "Так и не зашли ни на один остров", недоверчиво спросили нас? "Нет", снова зачем-то соврал я, и еще более застеснялся. Похоже, коллега не поверил мне и сообщил, что сам он-де пришел на Маркизы лет пятнадцать назад и долго болтался по островам, прежде чем зарегистрироваться в жандармерии. Наша яхта к моему стыду со всей очевидностью показывала, что мы отнюдь не сию секунду окончили трехтысячемильный переход: все паруса были аккуратно убраны в чехлы, на палубе царил наведенный нами накануне идеальный порядок, на мирно стоящем на палубе тузике стоял мотор, шкоты были собраны в аккуратные бухты и самое главное свидетельство вранья: на яхте стояли идеально натянутые тенты – водосборники, неопровержимо свидетельствующие, что это судно только что пришло откуда-то из уютной гавани, но никак не из ревущего океана.

А соврал я вот по какой причине: яхтам официально нельзя заходить ни на Фату Хива, ни на Тахуату, ни тем более на оба острова вместе, не сделав официальный сheck –in, который как раз большинство и осуществляет на Хива Оа. Поэтому по официальной версии мы прямо с Галапагосов должны были прибыть именно сюда. Однако, среди яхтсменов здесь существует популярная игра «Рискни и зайди сперва на Фату Хива». Суть этой игры в том, что Фату Хива и Тахуата обычно находятся ниже по ветру и яхтам удобнее сначала посмотреть их, а потом двигаться на северо-запад, обозревая другие острова. Если сначала пойти на Хива Оа и сделать официальную регистрацию, то на Фату Хива надо будет идти уже против ветра и велик шанс, что этот легендарный остров окажется неосмотренным. Это как раз и произошло с осторожным и законопослушным Крисом: он пришел как положено на Хива Оа, но на Фату Хива уже не поплыл и пропустил этот остров. Но лихие французы куда более рисковые: все идут на Фату Хива и Тахуату и только потом регистрируются на Хива Оа, откуда продолжают путь.

Дело в том, что яхтенные путеводители осознают двусмысленность и нелогичность подобной ситуации и мягко советуют не рисковать: существует возможность того, что острова как раз в момент вашего нелегального захода на Фату Хива будет объезжать французский патрульный катер, который в подобном случае произведет тотальный досмотр яхты и наложит на вас немалый штраф. Среди яхтсменов ходят байки о тех, кому не повезло и кто был пойман. Однако, шанс быть оштрафованным все же не столь велик: например Саша с Анжеликой как раз попали на весьма брутальный досмотр, хотя их и не оштрафовали, т.к. у них была реальная проблема с мотором. Андрей Невзоров год назад писал нам, что катер сломан и мы можем смело идти на Фату Хива.
В этом году мы списывались с французами из тех, с кем мы выходили с Галапагосов. Все они были сначала на Фату Хива и простояли там неделю-две, и ни у кого не возникло проблем. Вообще в несезон, когда мы прибыли на острова, вероятность попасть на катер была довольно низкой, а у нас к тому же была и поломка мотора, которую я хотя к тому времени хоть и устранил, но прикрываться ей все же мог. Все было бы хорошо, мы вместе в яхтой Катюшка, простояли и на Фату Хиве и на Тахуате по нескольку дней, но как раз на беду перед приходом на Хива Оа я вычитал в очередном путеводителе и услышал от яхтсменов на Тахуате, что местные власти могут прочитать название яхты и сообщить его жандармам на главном острове, плюс кто-то из местных якобы вполне может «стукнуть». Тогда я немного занервничал и даже зашикал на Наташу, когда она пыталась сообщить Жозе, что нам еще предстоит сделать check-in. Вот поэтому я решил по прибытии упереться и упорно развивать гипотезу о нашем якобы только что завершившимся переходе. К слову сказать, все опасения оказались напрасными и никаких проблем ни в жандармерии, ни где-либо еще не было. Снова мы попались на известную в яхтенных кругах истерию и страхи, которые распространяются обычно американцами через путеводители и прочие материалы, призывающие к излишней законопослушности. Приятно наблюдать, что например, французы, в подобных ситуациях ведут себя обычно более социально смело, как впрочем и во многих других, требующих гибких самостоятельных решений. А наши приятели с австралийской лодки в ответ на мой вопрос о том, не возникли ли у них проблемы при заходе на Фату-Хива, вообще гордо сообщили, что никто и никогда проблем с тем, чтобы быть пойманными на нелегальном заходе не имел и иметь на может, после чего мы пристыжено почувствовали себе немного американцами, известными в яхтенном мире, как самая острожная и законопослушная до нелепости нация.

Итак, мы сбросили тузик и поехали поздороваться на соседнюю желтую лодочку. Ее хозяева -исключительно любезная французская пара раннепенсионного возраста, которые стояли на острове уже полмесяца, предложили проконсультировать нас по всем достопримечательностям, а узнав, что мы русские и еще не обзавелись местным телефоном, сказали, что могут сделать для нас несколько звонков с их мобильного по нашим делам, а также посоветовать с каким гидом и на какой машине можно осмотреть за 180 долларов за полдня экскурсии исторические места с древними огромными скульптурами тики. Особенно умилило, когда они сообщили, что отлично понимают возможные сложности, так как экскурсии дорогие «ДАЖЕ ДЛЯ НИХ».

Вовсю шла пятница, мы рассчитывали до выходных уладить все формальности, поэтому надо было быстро ехать в жандармерию. Я быстро собрал три велосипеда, мы принарядились и поехали с Наташей в город. Ксюша в тот день немного разболелась, и мы оставили детей на яхте, рассчитывая быстро вернуться, так как жандармерия находилась в семи минутах езды на велосипеде.

IMG_4484

Проблемы регистрации представляла собой непростую задачу. Еще одной важнейшей игрой, в которую в Полинезии играют все неевропейские яхтсмены, является игра «не заплати залог». Дело в том, что согласно местным правилам, граждане всех стран, не входящих в Евросоюз, должны по прибытии в Полинезию внести в Банк временный залог в размере авиабилета из Полинезии в свою страну. Здесь это называется «бонд» - «страховка» от того, что если с туристом и его яхтой что-то случится, у него будут зарезервированы средства на недешевую эвакуацию из региона. Французские власти не хотят, чтобы на островах под разными предлогами оставались иностранцы и увеличивали население заповедных архипелагов. Эта мера – залог – во многом беспрецендетна и существует, насколько мы знаем, только во Французской Полинезии.

Идея в сущности, здравая, экономящая местный бюджет в случае с безответственным капитаном, пытающимся переложить проблемы о своим судном на плечи местных властей, но, представьте: случаи реальных проблем, когда яхта, например, затонула, экипажу действительно нужна эвакуация, и туристы напрочь отказываются платить за авиабилеты довольно редки. При этом множество других неевропейских яхт оказываются в ситуации, когда необходимость внесения бонда представляет собой довольно большую сложность для Полинезийского этапа путешествия. Судите сами: экипаж яхты (канадской, американской, японской, польской, австралийской или русской) должен одномоментно выложить немалую сумму, в нашем случае, например, около десяти тысяч долларов(!), и заморозить ее на счету полинезийского банка. В случае с коротким визитом яхты, на два-три месяца, это тоже не всем приятно, но в случае, подобному нашему – на год, это вариант, который мало кого устроит. Я не буду уже говорить, что получить залог назад тоже непросто: это должен быть тот же самый банк, отделение которого должно оказаться на совсем другом острове за тысячи километров от места, где ты его внес. Часто в банке на маленьком острове, с которого ты покидаешь территорию Полинезии, просто нет такой суммы и тебе ее надо неопределенное время ждать ждать. Плюс выдадут тебе эту сумму в местной валюте, которая тебе обычно в последние дни перед выходом уже не нужна и на обмене которой обратно в доллары ты неизбежно теряешь процент. Короче говоря, залог - это невероятная проблема для всех: власти осознают, что это немалый рэкет в отношении туристов-яхтсменов, являющихся нередко основными потребителями различных местных сервисов и покупателями в магазинах, и преизрядно комплексуют по поводу бонда.

Многих яхтсменов с небольшими бюджетами необходимость внесения залога побуждает или проходить Полинезию, практически не заходя, либо всячески прятаться от властей и не делать check-in. Все прочие экипажи за немногими исключениями ищут способы,  всеми правдами и неправдами этот залог не вносить. Причем, ирония ситуации заключается в том, что самыми малоимущими нередко являются как раз французские семьи, с которых гарантию эвакуации было бы взять как раз адекватно, при этом залог требуют у обычно хорошо себя чувствующих в финансовом смысле американцев, канадцев, новозеландцев, которым как раз нет проблем при необходимости выехать из региона.

Мы знали об этой проблеме за много лет до того, как сами оказались здесь, но нам известно лишь о нескольких случаях, когда экипаж охотно вносил залог. Так, например, поступили наши хорошие знакомые, американские русские, семья с девочкой Ксюшиного возраста, путешествовавшие на самом шикарном, какой мы видели, катамаране. Однако, они были очень хорошо подготовлены к путешествию в материальном аспекте и не искали обходных путей путей.Все прочие, причем как на очень дорогих лодках, так и на более скромных, ищут разнообразные пути решения этой проблемы.

«Не плати залог» - одна из самых основных яхтсменских игр региона, закаляющая интеллектуальные ресурсы капитанов и их экипажей. В этой увлекательной игре существует несколько приемов и техник, имеющих различную этно-культурную природу. Так, например, австралийцы и новозеландцы, пользуясь близостью Полинезии к их странам, просто оставляют яхту в яхт-клубе и летят к себе домой на каникулы, потом возвращаются и продолжают путь. Если ты улетаешь из страны, залог не взимается. На атолле Апатаки, архипелаге Туамоту, а также на Таити существуют относительно недорогие возможности оставить яхту. Этим приемом, кстати, наиболее легко и естественно решается также вопрос и о продлении срока нахождения в Полинезии. Кстати, раньше яхтсмены с удовольствием и недорого летали на остров Пасхи – ближайшую иностранную территорию к Полинезии, но потом этот вариант почему-то прикрыли.

Вторая традиционная возможность состоит в том, что если ты предоставляешь властям резервацию авиабилета для всех членов экипажа в свою страну (), то от залога тебя тоже освобождают. Именно так пришлось сделать нашим знакомым с новой великолепной яхты «Челябинск», когда они прибыли на Таити и были там чуть ли не арестованы всего лишь за то, что слегка отшлепали воришку, забравшегося к ним на яхту вплавь, чтобы уворовать, что плохо лежит, но оказавшегося родственником кого-то из местной туземной Администрации. Такое же фиктивное бронирование пришлось делать Андрею и Лене с «Дельты», когда они вернулись из Москвы. Это, кстати, еще одна техника – прикинуться кустиком, широко улыбаться в первом порту захода и расслабленные жандармы могут просто забыть взять с тебя залог. Так вышло по прибытию на Нуку Хива у Сереги и Невзоровых. Так же только что получилось у наших новых приятелей Данэля и Килы с яхты Катюшка: жандармы просто не заметили, что Кила – канадка и лихо шлепнули ей штамп о заходе. Когда я спросил Даниэля, как им это удалось, он вяло пожал плечами и ответил: может они подумали, что она – моя жена??!

Наши украинские друзья с яхты «Аванта» имели паспорта моряков и тоже не платили бонд. Однако, самое остроумное решение проблемы традиционно придумали американцы. Известно, что именно американский вариант матрицы славен тем, что создает у всех кучу страхов. Американские путеводители всегда предупреждают о невероятных опасностях, которые подстерегают путешественника везде. Даже мы, кстати, периодически разводимся на американские страшилки. Так вот, одна контора в штатах плотно села на тему залога в Полинезии, пользуясь обилием канадских и американских яхт туда идущих. Эти ребята создали отличный яхтенный ресурс – журнал о круизинге, построенный преимущественно на письмах яхтсменов о своем опыте и куче рекламы. Журнал выходит ежемесячно и в печатной и в электронной версии и называется Lattitude38. Мы его периодически читаем и с удовольствием всем рекомендуем (там, кстати, вышла и о нас статья с фотографией, которая сделала нас в некотором смысле известными в дружных американских яхтенных рядах).

Так вот эти ребята через журнал и другие издания навели кучу фобий на яхтсменов по поводу бонда, а сами нашли в правительстве на Таити какого-то решальщика, пробив для себя типично американский вариант решения проблемы залога. Они выдумали некое яхтенное ралли, которое назвали Puddle Jump. Яхты со всей латинской Америки от Мексики до Панамы зарегистрировавшись в этом ралли, получают возможность долларов за триста купить некое подобие страхового полиса, который избавляет тебя от необходимости внесения залога. Также тебя приглашают на некую общую пьянку, которая организуется в сопровождении полинезийских песен и танцев на Таити, во время проведения там ежегодного фестиваля с гонкой на каноэ между островами Общества. В результате, большинство американских яхт дружным стадом просвистывают всю Полинезию, чтобы организованно отбыть по окончании недолгой визы за пределы региона. Это довольно удобно французским властям, поэтому ралли поддерживают. Кроме того Анди, его вдохновитель, ездит с лекциями о Полинезии по всем яхт-клубам западного побережья Америк, рекрутирует раллистов, фотографирует их для журнала с описанием краткой истории каждой яхты и выдает специальный флаг, увидев который на вашей мачте агент уже знает, что надо идти собирать денежку.

Надо сказать, что это решение, если нет другого – отличное и не все знают о нем!! Стать участником проекта и бить освобожденным от залога может яхта любой страны, плюс в стоимость входит оформление для яхт-участников получение беспошлинного топлива, которое здесь стоит не дешево. Мы в Панаме пару лет ходили на собрания этого клуба и планировали воспользоваться возможностями ралли. Кроме того, агент ралли реально и совершенно бесплатно помогла нам с решением ряда организационных вопросов при оформлении нами визы в Полинезию, за что мы им очень благодарны!!

Что касается нас, то мы традиционно с удовольствием бодаемся с матрицей, поэтому вносить залог также не планировали. У нас есть паспорта моряков, но мы собираемся стоять в Полинезии долго и такое решение нам не подходит. Мы пробуем еще один ход: долговременная виза. Он решает обе задачи: получить разрешение на нахождение в интереснейшем регионе на время большее, чем три месяца – раз. И два - получить официальное освобождение от уплаты залога.

Пару месяцев назад под многолетнем давлением мировой яхтенной общественности (думаю, в первую очередь трудами нашего Анди из Латтитюда 38) был впервые увеличен срок разрешения на пребывание в Полинезии для яхтсменов-неевропейцев. Теперь он составляет 18 месяцев. Однако, до Маркиз новый закон еще не дошел, по крайней мере Анна Мари из местной мэрии, которая как раз занимается визовыми вопросами на Маркизах, пока ничего об этом не знает.Надо сказать, что о том, что можно запросить и получить долговременную визу, как ни странно, знает мало кто. В результате после прохождения нескольких кругов бюрократических процедур, двухмесячного ожидания и уплаты пятисот с лишним долларов на четверых, визу нам дали. И даже уже два раза! Визу, полученную из Панамы, мы использовать не успели, и вынуждены были запрашивать ее второй раз уже в Эквадоре.

Никогда не забуду, как объясняя, для чего мы собираемся так долго стоять в Полинезии, мы заявили, что имеем на борту уникальное точное диагностическое медицинское оборудование и собираемся исследовать проблемы со здоровьем у Полинезийцев. Тема этого самого здоровья – секрет за семью печатями, т.к. хорошо известно, что ядерными взрывами на атолле Рангироа оно было у Полинезийцев преизрядно подточено. Тогдашний президент Франции Ширак, прилетел на атолл, чтобы посмотреть на взрыв, а ветер вдруг повернул с необитаемой Антарктики на густонаселенные архипелаги Полинезии и островов Кука. Надо было ждать пару дней, пока ветер снова бы развернулся, но Ширак заистерировал, что он-де человек занятой и не может ждать. В результате заряд рванули и смертельное облако понеслось прямо на Таити и все заповедные архипелаги региона, загадив все. Поэтому визу нам-таки дали, но передали, что наши предполагаемые исследования здоровья, немного настораживают администрацию.  Теперь мы в качестве цели приезда упоминаем только концерты.

Итак, мы прибыли, имея в паспортах недешевую консульскую визу с возможностью получения чего-то вроде резиденции на год. Наша помощница-консультант на Таити сказала, что в нашем случае залог не требуется. Однако, мы все же ехали в жандармерию Хива Оа во всеоружии: с полном комплектом рекомендательных писем и статей! Готовясь к высадке на остров, мы еще не знали, что регистрироваться на этом острове в нашем случае было серьезной ошибкой.

IMG_4615

А пока, мы неторопливо собирались к выходу. С берега раздались счастливые детские крики: группа школьников человек пятьдесят разделяясь на команды по три-четыре человека плюхались прямо в темную воду и плыли вдоль берега метров сто после чего вылезали на камни. Я догадался, что это спортсмены, которые готовятся к ежегодной гонке на полинезийских каяках между островами на Таити. Я собрал все наши три велосипеда, и погрузив их на тузик, мы направились к берегу.

IMG_4743

promo krugosvetka_spb january 22, 2014 13:50 20
Buy for 100 tokens
На протяжение последних двенадцати лет мы большей частью живем на яхте. У нас есть двое детей, которые с удовольствием разделяют нашу жизнь со всеми ее радостями и трудностями. Сейчас мы дошли до Французской Полинезии, но события дня, о котором я хочу рассказать, происходят еще до нашего перехода…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
yulia_az
Dec. 1st, 2013 02:07 pm (UTC)
Батюшки! Как интересно! А продолжение ?
sergey_raevsky
Dec. 3rd, 2013 08:47 am (UTC)
Вы пишете, что "регистрироваться на этом острове в вашем случае было серьезной ошибкой", а почему? В чем была ошибка?
Да, кстати, удалось не платить залог ?
andrey_ya13
Dec. 26th, 2013 07:01 am (UTC)
залог
очень интересная тема, жду продолжения :) Как в детективном сериале, "....было серьезной ошибкой..." прозвучало в конце, а дальше "to be continued" :)))
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Теофания, Мурея, Опуноху
krugosvetka_spb
Кругосветка "Благовестие"
Поддержите наш проект!

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com